Найти тему
История моды с Марьяной С.

Туфли и ботиночки XIX века: что, где, когда

Мы с вами уже представляем, какие платья нужны были дамам той эпохи. Самые разные, от утренних до вечерних. А что же обувь? Что надевать ко всем этим нарядам?

Детская обувь XIX века из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон)
Детская обувь XIX века из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон)

Мода, конечно, затрагивала и эту область. Однако и модные журналы, и книги по этикету, и прочая литература основное внимание уделяли платьям, шляпкам и прочим аксессуарам. Но не обуви. Почему? Да потому что её либо не было видно, либо почти не было видно. Юбки ведь были длинными!

Нет, конечно, и барышни и дамы умели продемонстрировать то, что хотели. Помните пушкинскую "Барышню-крестьянку"? "Между тем он успел заметить ножку, с намерением выставленную и обутую со всевозможным кокетством". Однако обувь во внешнем облике женщины играла далеко не первую скрипку. И мода на неё менялась не так быстро, как на прочие дамские радости.

Менялась, конечно, и в одной короткой статье всего не расскажешь, так что мы коротко пробежимся по основным типам обуви, которые тогда существовали.

Дома

Утром, к утреннему платью, дама обычно надевала мягкие туфельки из ткани или кожи. Или без каблука - совсем плоские, или с небольшим каблучком. Аналог тапочек!

Домашняя туфелька, 1850-75. Из коллекции Fashion Institute of Design & Merchandising (Лос-Анджелес)
Домашняя туфелька, 1850-75. Из коллекции Fashion Institute of Design & Merchandising (Лос-Анджелес)

Нередко они бывали бархатными, украшенными вышивкой. Нарядные можно было надеть и вечером - если вы оставались дома и никого не ждали. Но какими бы они красивыми они ни были - хоть из дорогого бархата, хоть с вышивкой золотом - носить их можно было только дома! Это была обувь, не предназначенная для посторонних глаз. Зато самостоятельно их вышить и преподнести в подарок этикет разрешал.

Домашние туфли, 1840-ые. Из коллекции Бостонского музея изящных искусств.
Домашние туфли, 1840-ые. Из коллекции Бостонского музея изящных искусств.

Во второй половине дня, если женщина оставалась дома, уместнее было сменить эти "тапочки" на туфли на небольшом каблуке.

Туфли, 1850-е. Из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон)
Туфли, 1850-е. Из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон)

На улице

А вот если предстоял визит, прогулка, магазины, словом, выход из дома - ботиночки! Только ботинки (иногда высокие - фактически, уже сапожки), никаких туфель! Они предохраняли дамские ножки и от грязи, и от нескромных мужских взглядов. Куда приличнее, если щиколотка, мелькнувшая в ворохе юбок, когда дама забирается в экипаж, будет не просто обтянута чулком, а закрыта кожаной бронёй модного ботинка! Застёгивать маленькие пуговки на них (молний-то ещё не существовало!) было нелегко, так что это делали с помощью специальных крючков.

Ботинки, 1870-79. Из коллекции Fashion Institute of Design & Merchandising (Лос-Анджелес)
Ботинки, 1870-79. Из коллекции Fashion Institute of Design & Merchandising (Лос-Анджелес)

На балах

Вечерняя обувь напоминала дневную, только была была более нарядной - из лайковой кожи, например, или атласа, шёлка, тафты. Иногда с отделкой в виде розеток, пряжек и бантов, с вышивкой бисером или золотом, накладными кружевами.

Вечерние туфли, 1875-1885. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк).
Вечерние туфли, 1875-1885. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк).

Впрочем, вечерние и даже бальные ботиночки тоже носили!

Свадебные ботинки, 1865. Из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон)
Свадебные ботинки, 1865. Из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон)

И чем ближе к концу века, тем кокетливее обувь, тем выше каблуки, тем наряднее отделка. Ну и, разумеется, цвет обуви согласовывали и с цветом платья, и с цветом чулок, и даже с цветом нижних юбок, которые из-под платья мелькали!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!