Знаете, почему я очень беспокоюсь за судьбу наших национальных проектов? Не потому, что они мне представляются нереалистичными, не потому, что они не отвечают потребностям населения и не созвучны его внутренним чаяниям. Не потому, что мы под санкциями, и что в нашей стране много людей, которые, словно, живут в другой стране…
Все это, конечно, имеет место быть. Только в нас, в каждом из нас, есть масса причин. Мы разучились все вещи называть своими именами – много имитируем и лукавим. А сделать некое усилие для нас представляется гигантской проблемой.
Вчера у меня была встреча с учителями русского языка и литературы школ города. Тема – продолжение и развитие социального проекта «Пятигорск с Пушкиным». Главные предполагаемые союзники оказались на поверку (по первому впечатлению) – главными противниками. Хотелось бы ошибаться.
А все ведь просто: делай раз, делай два, делай три… Причем, в параллели с устоявшимся процессом, без вторжения в привычный ритм учебного года. Сами оцените. Может, потому что главное слово «делай»?
СОЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Пятигорск с Пушкиным»
Что делать?
- Подключиться к группе в WatsApp «Пятигорскспушкиным», к аккаунтам в Instagram «Пятигорскспушкиным», «Онегиннаизусть»
Через WatsApp 89899867375 – общение с руководителем проекта, в аккаунте в Instagram «Пятигорскспушкиным» размещаются видео- и фотоотчеты о ходе проекта, в аккаунте «Онегиннаизусть» - методический материал («каракули», мимические подсказки).
- Работа организуется в форме коллективной игры. В режиме: одна строфа 6‑й главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» наизусть в неделю. Но ВСЕМ составом учащихся 7-10-х классов. БЕЗ перекладывания работы на дом, БЕЗ заданий родителям. Все проводится на переменах.
- Учащиеся 5-6-х классов осваивают строфы романа, касающиеся описания природы и детских лет Татьяны и Онегина.
- Учащиеся начальной школы по одной (новой) сказке А. С. Пушкина.
- Сделать родителей союзниками проекта.
- Проект осуществлять в игровой форме, с хорошим настроением.
Как делать?
- Для 7-10 классов еженедельно новая строфа и «каракули» к ней – на всеобщий обзор на ватмане (2 листа) или «каракули» для каждого ученика индивидуально (что предпочтительнее).
- Группа старшеклассников осваивает жесты-подсказки, заучивает наизусть строфу, осваивает разминку по активным точкам, проводит на перемене один раз в неделю сеанс закладывания текста строфы в краткосрочную память в закрепленном классе, проверяет два раза в последующие дни. Задача учителя – организовать. Старшеклассник получает особый значок – «Участник проекта «Пятигорск с Пушкиным». Наставник» Для учащихся-наставников создается отдельная группа в WatsApp, организуется встреча-обучение.
- Для учащихся 5-6-х классов используется доска и мел. Жесты-подсказки выкладываются на аккаунте «Онегиннаизусть» в Instagram.
- Учащиеся начальной школы учат сказку малыми частями под руководством учителя.
Обязательные этапы:
- Каждый переписывает текст заучиваемой строфы,
- Наставник или учитель объясняет непонятные слова,
- Кратко вводим в суть сюжета 6-й главы (особенно учащихся 7-8 классов). Примерно так: «Владимир Ленский уговорил своего друга Евгения Онегина поехать на именины Татьяны Лариной, обещая, что там будет только семья Лариных. Ранее Татьяна объяснилась в любви Онегину. Он не мог ответить ей взаимностью, о чем у них состоялось объяснение. Приехав на именины, Онегин увидел много гостей из числа соседей. Это его разозлило, он «поклялся Ленского взбесить, ему порядком отомстить». И он начинает усиленно и демонстративно оказывать знаки внимания Ольге, сестре Татьяны, невесте Ленского. Ольга легкомысленно принимает эти знаки внимания – весь вечер танцует с Онегиным. Владимир оскорблен и покидает именины». Далее все пойдет по сюжету главы и будет понятно.
- В течение недели (до следующей строфы) проверяем знание наизусть текста (хором, всем классом),
- Рассказываем, что впереди ждет большая игра, поэтому важно ВСЕМ учить строфы.
Формы учета и контроля:
- Создать Пушкин-план для каждого ученика в электронном виде. До конца ноября внести фактическое знание наизусть строк и строф А. С. Пушкина. Вносить изменения в план дважды в год: в апреле и октябре.
Для учащихся, выучивших более 10 строф и более одной сказки полностью, Пушкин-план выводится и в бумажный формат.
Пушкин-план ученика ведется до окончания школы.
- Один раз в месяц отправлять видеосюжет или фотоотчет о ходе проекта (рабочие моменты, коллективное чтение, работа наставников и т.п.) на WatsApp 89899867375 или по электронной почте: oneginnaizust@mail.ru.
- Один раз в год в Пушкинский четверг школа публично рассказывает о работе в рамках проекта «Пятигорск с Пушкиным» в Центральной библиотеке им. М. Горького (по графику).
- Дважды в течение учебного года школу посетят представители прессы или будущие журналисты из числа студентов.
- В апреле для лучших учащихся-знатоков «Онегина» будет проведена интеллектуальная игра.
Чего НЕ делать?
- Не имитировать деятельность.
- Не настраивать «против» учеников и родителей: ни один родитель не будет против, если его ребенок придет из школы и прочитает наизусть строфу из «Онегина».
- Не переводить работу в разряд домашнего задания.
- Не преувеличивать сложность организации работы по проекту.
- Не бояться того, что ученики будут знать наизусть из Пушкина больше, чем знаем мы.
Может, все как обычно: сначала тебя бранят, потом делают и гордятся результатом? Поживем – увидим.