Ученые зовут ее Ева, но неохотно. Название вызывает слишком много неправильных образов - слабоумная фигура в Бытие, молочнокожая красавица в искусстве эпохи Возрождения, сладострастный садовник в "Потерянном раю", который был "мягким" и "кротким капитулирующим", длиной в пояс "золотой корсет". Ева ученых - тема одной из самых провокационных антропологических теорий за последнее десятилетие - была, скорее всего, темноволосой, чернокожей женщиной, бродившей по горячей саванне в поисках пищи. Она была такой же мускулистой, как Мартина Навратилова, может быть, сильной; возможно, она разорвала животных на части руками, хотя, вероятно, предпочитала использовать каменные инструменты. Она была не единственной женщиной на земле, и не обязательно самой привлекательной или женственной. Она была просто самой плодотворной, если судить по успеху в размножении определенного набора генов. Похоже, она есть во всех людях, живущих сегодня: 5 миллиардов кровных родственников. Она была, по приблизительным подсчетам, твоей 10000-летней грозной бабушкой.
Когда ученые объявили о своем "открытии" Евы в прошлом году, у них вспыхнул, пожалуй, старейший человеческий спор: откуда мы пришли? Они также, в некотором смысле, подтвердили веру, которая существовала задолго до Библии. Версии истории Адама и Евы датируются по меньшей мере 5000 годами и рассказываются в различных культурах от Средиземноморья до южной части Тихого океана и Северной и Южной Америки.
Создатели мифов строили свои сказки на той же базовой основе, что и ученые: в какой-то момент у всех нас был общий предок. Ученые не утверждают, что нашли первую женщину, а просто общего предка - возможно, одного из тех времен, когда появились современные люди. Что поразительно в этой Еве, так это то, что она жила 200 000 лет назад. Эта дата не только расстраивает фундаменталистов (канун Библии должен был прожить 5992 года назад), она бросает вызов убеждению многих эволюционистов, что человеческое родословное началось гораздо раньше.
Прочная и плодотворная, Ева, вероятно, жила в небольшой группе, которая бороздила равнины за едой. Но где? "Мы не можем решить, Азия это была или Африка.
Дуглас Уоллес
Ева спровоцировала бурные научные споры даже по стандартам антропологов, у которых мало конкурентов в научном снайперстве. Их вражда обычно начинается тогда, когда чья-то великая теория нашей родословной противоречит обнаружению нескольких камней или костей. На этот раз, однако, речь идет о новом поколении антропологов, которые работают в американских лабораториях с кондиционерами воздуха, а не в африканских рифтовых долинах.
Получив образование в области молекулярной биологии, они изучили международный ассортимент генов и взяли след ДНК, который привел их к единственной женщине, от которой мы все произошли. Большинство свидетельств указывает на то, что Ева жила в странах Африки к югу от Сахары, хотя некоторые исследователи считают, что ее домом мог быть юг Китая. Между тем, другие генетики пытаются проследить наши гены до Адама, предположительного "великого отца" всех нас, полученного на научной основе. Как это часто бывает, установить отцовство сложнее: молекулярный след к Адаму включает в себя другой, более неуловимый вид ДНК.
Наиболее спорным последствием работы генетиков является то, что современные люди не медленно и неумолимо эволюционировали в разных частях мира, как считали многие антропологи. Похоже, что эволюция от архаичного к современному Homo sapiens произошла только в одном месте, в семье Евы. Затем, где-то между 90,000 и 180,000 лет назад, группа ее потомков покинула свою родину, наделенную какими-то особыми преимуществами перед каждым ранним племенем людей, с которыми они столкнулись.
Когда они распались, потомки Евы заменили местных жителей, в конце концов, обосновавшись во всем мире. Некоторые антропологи "камни и кости" принимают такой взгляд на эволюцию, но другие отказываются согласиться с такой интерпретацией генетических данных. Они думают, что наш общий предок должен был жить гораздо дальше в прошлом, по крайней мере миллион лет назад, потому что именно тогда люди впервые покинули Африку и начали распространяться по всему миру, предположительно, развиваясь по отдельности в современные расы. Как заявил в 1977 году Ричард Лики: "Нет единого центра, где родился бы современный человек".
Чтобы найти Еву, ей сначала пришлось убедить 147 беременных женщин пожертвовать плаценты своих младенцев в пользу науки.
Ребекка Канн
Но сейчас генетики склонны верить в обратное, даже если не могут договориться, где был центр.
"Если это правильно, и я бы поставил на это деньги, эта идея чрезвычайно важна", - говорит Стивен Джей Гулд, палеонтолог и эссеист из Гарварда. "Это позволяет нам понять, что все люди, несмотря на различия во внешнем виде, на самом деле являются членами единого образования, происхождение которого было совсем недавно в одном месте. Есть нечто вроде биологического братства, которое намного глубже, чем мы когда-либо думали."
Это братство не всегда было очевидным в Чикаго два месяца назад, когда гипотеза Евы обсуждалась Американской антропологической ассоциацией. Генетики сверкали диаграммами ДНК, палеоантропологи показывали слайды черепов, и все спорили со всеми остальными.
"Что беспокоит многих палеонтологов, - говорит Фред Смит из Университета Теннесси, - так это восприятие того, что эти новые данные из ДНК настолько точны и научны, и что мы, палеонтологи - просто кучка неуклюжих старых дураков".
Но если вы послушаете генетиков, вы поймете, что они так же разделены в отношении своих генетических данных, как и мы в отношении костей. Может, мы и неуклюжие дураки, но мы не более неуклюжие, чем они." Однако, несмотря на все свои ссоры, обе группы покинули Чикаго, убедившись, что они ближе, чем когда-либо, к установлению происхождения современного человечества. Чтобы разобраться в их неуклюжести по направлению к раю, лучше вернуться к одному древнему родственнику, принятому всеми учеными. Это был бы шимпанзе.