Одно из направлений работы Объединения армян России – это помощь в репатриации, мы уже рассказывали, как получить паспорт, с какими трудностями может столкнуться репатриант. Также мы ввели рубрику «Возвращение», после чего начали приглашать репатриантов в наш офис в Москве, где брали у них интервью и говори об Армении на видео – все это можно посмотреть тут.
Чем Армения привлекательна для миллениалов? Какие стимулы побуждают их репатриироваться и полностью изменить образ жизни? Что именно способствует глубокой связи с родиной? Где они живут, работают, какой вклад привносят в развитие страны?
Ответы на эти и другие вопросы мы получили в интервью с Араз Кекеджян, армянкой из Бейрута, переселившейся в Армению в 2016г. Сегодня Араз работает в качестве менеджера проектов в Америабанке, который является также банком-партнером Repat Armenia.
Араз родилась и выросла в Ливане, окончила армянскую школу, принимала активное участие в жизни армянской общины. Изучала информатику в ливанском университете, одновременно работая в различных организациях.
Араз, расскажи, пожалуйста, о жизни в армянской общине в Бейруте.
Я активно участвовала в жизни армянской общины еще с детства, была скаутом. Позже это сыграло огромную роль в формировании моей личности. Благодаря этому я получила один из самых важных инструментов – армянский язык. На армянском я думаю, на армянском я общаюсь с людьми. Также я узнала об истории и культуре моего народа, о традициях и укладе жизни. Я горжусь тем, что я армянка.
С самого раннего детства я постоянно слышала и говорила об Армении, так что несмотря даже на то, что мое образование было также на арабском и французском, думала я всегда на родном армянском. Меня всегда привлекала красота Армении, хоть я и никогда не была там. Для меня быть армянкой было чем-то вроде особой чести, и я чувствовала большую ответственность в том смысле, чтобы быть достойной этого.
Вчера мы общались с интересным репатом из России. Побывав во многих странах, он был восхищен тем, как армяне на Ближнем Востоке трепетно относятся к своей культуре, с какой ответственностью подходят к сохранению наследия. По его словам, на Западе дело обстоит иначе: среди армян в Европе и Америке нет этого чувства национальной гордости. Интересно, не правда ли? Если попытаться взглянуть на дело объективно, без эмоционального подтекста, что именно повлияло на твое решение переехать в Армению?
Вы правы, национальное самосознание среди армян на Востоке разительно отличается от Запада. В Ливане есть культурное разнообразие, но мы всегда считаем себя ливанскими армянами, всегда подчеркиваем свою идентичность. А вот во Франции, например, люди в основном считают себя французами, а не просто гражданами Франции. Там никто не спросит, откуда ты родом, из какой страны. И для окружающих ты тоже француз. Это совсем другая культура. Что касается моего переезда, то такова была судьба. Я говорила себе, если я останусь там, где я была, то вероятность того, что я буду общаться с представителями других национальностей, а не армянами, будет гораздо выше, а соответственно выше вероятность того, что и семью я составлю не с армянином. Так вся моя жизнь могла сложиться иначе. Я решила обратиться в Birthright Armenia, приехала в Армению на целый год и просто влюбилась в Армению. День, когда я приехала, стал для меня началом чего-то совершенно нового. Я почувствовала, что полна энергии, будто бы стала другим человеком. Конечно, этого было недостаточно, чтобы решиться на переезд. Но с другой стороны, я закончила учебу, уволилась с работы, по договоренности с Birthright Armenia купила билет в один конец. Я планировала остаться месяцов на десять, но за это время открылось столько возможностей, что я начала думать о будущем. То, что поначалу было всего лишь познавательной поездкой, стало фундаментом всей моей дальнейшей жизни.
Расскажи, пожалуйста, о жизни с Birthright. Как прошел твой первый месяц в Армении, и последний месяц? Что именно повлияло на твое окончательное решение? О каких именно возможностях ты говорила? Было ли решение спонтанным, или ты шла к нему постепенно, осознанно, с той мыслью, что будешь счастлива в Армении?
Когда я только приехала в Армению, все было так эмоционально, что я даже не могла объяснить этого. Я встречалась со множеством людей из разных стран, жила у местной семьи, проводила с ними много времени. В целом, все было очень сильным с эмоциональной точки зрения. Мне не приходилось скучать, в моей жизни постоянно было что-то новое. Я знаю, что могла решить остаться в самом начале, хотя сомнения, конечно, были. Я не знала точно, что мне делать, в тот период я жила между Ливаном и Арменией. Родители постоянно спрашивали, что я решила, а я говорила им, что мне нужно еще время. К тому времени, когда я заканчивала волонтерскую программу, я начала интересоваться магистратурой. Особенно меня привлекала одна программа, которая тогда только открылась в Американском университете – Data Science, наука о данных. Я решила, что это знак. Это был правильный момент.
Как ты очутилась в Америабанке? Что работа в Америабанке дала тебе?
Я проводила серию семинаров в Girls in Tech на тему извлечения данных (data mining). Что мне очень нравится в Армении, так это то, что здесь легко общаться с людьми. Это просто восхитительно. Я начала курс, опубликовала фото, после чего мне позвонили и сказали, что мой профиль очень заинтересовал их. Потом меня пригласили на интервью, которое прошло в очень приятной, неформальной атмосфере. Теперь я менеджер проектов, работаю над новым чатботом и моделью обработки языка на армянском. Основные наши стратегии ориентированы на Agile и проекты, основанные на больших данных. Это как работа в стартапе, в одной команде с программистами, специалистами по Machine Learning, Full-Stack. Кстати, поначалу я не планировала работать в банке – образование-то у меня техническое. Но увидев, что Америабанк развивается в направлении цифровой трансформации, поняла, что сделала правильный выбор. Во время интервью Артем Шамцян (директор по инновациям и диджитализации) произвел на меня очень приятное впечатление как человек, как личность. На мое решение повлиял его опыт, а также опыт моих будущих коллег. Ведь очень важно, с кем ты работаешь, а в Америабанке атмосфера сразу же располагает к работе, к сотрудничеству; с самого первого дня я почувствовала себя частью команды. В Америабанке много преимуществ в плане профессионального роста и развития, а также гибкий рабочий график, возможность постоянно совершенствовать качество работы. Здесь ты можешь быть уверен, что при необходимости можешь обратиться за помощью по любому вопросу, и тебе всегда помогут. Кроме того, я живу в 10 минутах от места работы. В Америабанке я чувствую себя счастливой.
Кстати, насчет data science: мы поинтересовались, и оказалось, что это одна из самых, так сказать, «крутых» профессий 2019г. Как с этим в Армении? Много ли у нас женщин в data science? Как вообще обстоит дело в этой области?
Очень хороший вопрос. Тот курс, который я вела, был введением в data mining. Из участников только один был знаком с machine learning, остальные были новичками в этой сфере, так что я в основном проводила подготовительные курсы. Мы работали не с отдельными инструментами, а с моделями, так как инструменты сами по себе постоянно меняются. Если ты знаешь модели, можешь легко сменить инструменты. Много ли у нас специалистов по data science? Не знаю, можно ли их так называть, так как тот курс был всего лишь введением. Могу сказать, что на меня произвели большое впечатление их резюме, в моем курсе было 3 аэроинженера, были девочки с отличным образованием. Некоторые из них хотели сменить специализацию, другие уже изучали математику. К слову, все девочки были очень требовательными к самим себе, за каждую неудачу винили только себя и собственную неэффективность. По этой же самой причине они могли легко сдаться. Я долго объясняла им, что разочарование – это нормально и вовсе не означает, что нужно сдаваться, объясняла, что все вполне им под силу. Я помогала им добиваться вего, что было в их силах, до сих пор поддерживаю связь и стараюсь помогать. Data science – сфера новая, здесь нужны годы, чтобы как следует ознакомиться с делом.
Каким ты видишь ИТ-сектор в ближайшие годы? Как развитие данного сектора повлияет на регионы Армении?
На самом деле это прекрасно, что Армения стала развивающимся ИТ-центром, но у нас все еще актуальна проблема недостатка профессиональных кадров. Это, конечно, хорошо для желающих работать в Армении. Я не говорю, что все должны непременно переехать в Армению, но было бы хорошо, например, иметь программы по обмену. Прямо сейчас у нас есть волонтер из Birthright Armenia, который работает с нами в центре инноваций. К слову сказать, у него уже есть невероятный опыт работы, он стал просто находкой для нас. Теперь, когда есть интернет, появилось больше возможностей, фрилансеры работают из Гюмри и других городов. Я знаю одну ИТ-компанию, где более 20 сотрудников работают из Гюмри по этому самому принципу. Думаю, это вопрос менталитета: если все скажут «мы можем это сделать», подготовка специалистов займет всего пару месяцев. Благодаря революции менталитет уже начал меняться, люди стремятся к большему, стремятся реализовать свой потенциал, свои возможности. Если все мы объединимся, и каждый сделает то, что зависит от него, преодолеть можно любые трудности.
Источник: RepatArmenia