Графический роман “Грамерси-парк” написан в лучших традициях франко-бельгийских комиксов (Bandes dessinées). Нью-Йорк 1954-го. Француженка Мадлен Уитмен, вдова, в прошлом балерина, внешне очень похожая на Одри Хепберн (особенно на ее героиню в фильме “Сабрина”, 1954), разводит пчел на крыше дома в районе Грамерси-парка на Манхэттене. Из особняка напротив за ней наблюдает мистер Джордж Дэй, человек, о характере занятий которого ничего точно неизвестно. Гангстер? Бизнесмен-интроверт? За Дэем круглосуточно следят двое полицейских. Читатель может лишь догадываться о его прошлом. Он ведет закрытый образ жизни, покидает дом лишь раз в неделю. А еще в одной из комнат живет маленькая девочка Билли, совершенно не похожая на Дэя. Кто она? Куда он отправляется каждую неделю? И что его связывает с Мадлен? Ответы на эти вопросы сценарист сообщает по крупицам, медленно распутывая сюжетную нить.
Через флэшбеки героини автор рассказывает о прошлом Мадлен, ее жизни в довоенном и послевоенном Париже, переезде в Америку, интересе к пчелам. В начале романа героиня сообщает, что ищет в их обществе утешения. Мадлен смотрит на город, который представляется ей огромным ульем. “Я смотрю на человечество как на улей, где у каждого своё бремя и свои тайны. Я парю над роем”.
Успех и любовь в прошлом обернулись безвестностью и одиночеством в настоящем. Тимоте де Фомбель и Кристиан Кайо создали психологическую драму с элементами детектива. Сценарий романа так и просится на экран.
В начале “Грамерси-парка” авторы задают достаточно быстрый ритм повествования, за которым помогает следить графика. Художник Кристиан Кайо использует классическую раскадровку, хотя иногда он и размывает границы кадров, отдает предпочтение необычным ракурсам, выбирает приглушенные цвета, карандашный рисунок, акварель, полупрозрачный фон.
Отношение героини к разным воспоминаниям отражается в теплоте или холодности цветовой гаммы. Детство в Париже, эпизоды знакомства с мужем, первые годы замужества окрашены в теплые тона.
С Рождества 1949-го года цветовая гамма меняется на холодную. Кстати, эти несколько зимних кадров с кружочками снега по стилистике напоминают рождественские ретро-открытки.
В кульминационный момент в отношениях Мадлен с мужем цвет и вовсе уходит, остаются эмоциональные черно-белые кадры.
В романе Нью-Йорк становится еще одним действующим лицом. Он показан в разное время суток, с разных ракурсов. Город превращается в слушателя Мадлен. Она рассказывает свою историю ему.
С крыши Мадлен видит не только соседние дома, но и единственный частный парк Нью-Йорка. Грамерси-парк — это название района, где происходит основное действие романа, и парка. Девочка Билли закапывает там ключи. Чтобы попасть в парк, нужно пройти через запертую калитку, ключи от которой есть только у жителей окрестных домов. На эту деталь и указывают авторы.
"Грамерси-парк" стал первым графическим романом в новой серии рисованных историй для подростков от 16 лет и взрослых издательства "КомпасГид". Роман перевел Михаил Хачатуров, уже известный читателям французских комиксов, над кириллическим шрифтом поработал дизайнер Захар Ящин.
Тимоте де Фомбель (род. в 1973 г.) — французский писатель и драматург, автор популярной дилогии в жанре фэнтези «Тоби Лолнесс», принесшей ему мировую известность. Издательство “КомпасГид” опубликовало на русском несколько его книг для детей и подростков: “Нетландия”, “Девочка из башни 330”, “Ванго”, “Книга Джошуа Перла”, “Невыдуманный мир”.
“Грамерси-парк” — первый сценарий Тимоте де Фомбеля, написанный для графического романа.
Кристиан Кайо (род. в 1967 г.) — французский художник, иллюстратор, автор комиксов. Вдохновением для первых публикаций (“Артур Уайт-Негр. 1, Белый геккон” и “Артур Уайт-Негр. 2, Баррикады”, 1993-1994 гг.) послужил опыт военной службы в Африке, куда он отправился в возрасте 20 лет. Одна из любимых тем — путешествия. В 2018-м году вышел его путевой дневник “Тетради Китайского моря, На борту научной шхуны Тара” (2018). Опубликовал более 20 рисованных историй.