Найти тему
Я так вижу

Долгострои СССР - какие проекты так и остались на бумаге?

Оглавление

1. Рижский метрополитен

Изначально, латвийская столица должна была обзавестить скоростным наземным транспортом. Но поскольку Рига являлась транзитным городом, который пропускал большое количество транспорта в популярную у туристов Юрмалу, Рига стала третьем в стране показателем количества поездок на общественном транспорте на душу населения.

Поэтому было решено сделать Риге подарок в виде метрополитена. Так, в городе, который не являлся миллионником, в конце 1970-х годов стали проектировать метро. Открытие предполагалось в 1981 году, ввод в эксплуатацию — в 1990 году. Система в перспективе должна была иметь две линии.

Проектированием занимался институт "Ленметропроект", так как тяжелые гидрогеологические условия грунтов в Риге были похожи на условия в Ленинграде. А вот архитектурно-художественным дизайном интерьеров станций занимались латвийские архитекторы.

К 1986 году схему расширили до трех линий, и, соответственно, сдвинули сроки. Теперь начало строительства отложили до 1988 года,а сдачи до 1996—1997 года.

Всего были запланированы 16 станций, шесть из них – глубокого заложения и десять – мелкого. Ветка должна была стать самой длинной - 18,6 километра.
Всего были запланированы 16 станций, шесть из них – глубокого заложения и десять – мелкого. Ветка должна была стать самой длинной - 18,6 километра.

Но тут началась Перестройка, финансовое положение не позволяло Латвии самостоятельно закончить проект, так как сложные инженерно-геологических условия в районах с плотной городской застройкой привели к подорожанию - более 25 млн руб. за км против обычных 15 млн.

Сроки сдачи объекта сдвинули на 2002 год, а затем и вовсе отменили. Причина отмены строительства крылась и в протестах жителей, учёных, специалистов и представителей "зеленых" организаций - в 1988 г. развернулись широкие акции протеста под лозунгом «METRO — NĒ!»

Сегодня до сих пор на территории Риги находятся более 100 геологоразведочных скважин из 200. Но финансирования так и нет, поэтому вопрос о строительстве метро вернулся на первоначальную стадию о строительстве скоростного наземного транспорта.

2. Кольская железная дорога

История Кольской железной дороги или "стройки № 509 МВД" или "сталинской железной дороги" началась в 1951 году, когда 25 августа вышло секретное Постановление Совмина СССР, в котором говорилось о начале строительства железнодорожной линии Апатиты-Кейвы-Поной расстоянием около 400км, с ответвлением к бухте Йоканьга и на пос. Лесной.

Почему её называли сталинской понятно, а почему № 509? Почти все масштабные стройки СССР имели свой номер (БАМ, например, имел №508), а МВД здесь при том, что у него в ведении находилось Главное управление лагерей железнодорожного строительства.

Зелёным цветом показан маршрут Кольской  дороги, черным - Мурманская ж-д
Зелёным цветом показан маршрут Кольской  дороги, черным - Мурманская ж-д
Зачем же вообще нужна была эта дорога? Еще во время ВОв стало понятно, что на восточном побережье Кольского полуострова необходима база военно-морского флота, так как в период войны база Северного флота (полуостров Рыбачий) была отрезана от страны и оказалась в состоянии блокады, а Мурманская база подвергалась бомбардировке с воздуха.

Около 5000 заключенных, которых превратили в бесплатную рабочую силу разбили на 7 лагерей вдоль предполагаемой железной дороги. Казалось бы, "строители" с такой жесткой дисциплиной должны были ударно работать и подарить стране еще один грандиозный объект. На деле же оказалось, что сами заключенные толком и не понимали, что строят, к тому же, дело осложнялось заболоченной местностью, минимальной механизацией труда, непомерно тяжелыми условия быта.

Также велись лесозаготовки, в том числе и для нужд стройки. Но в лесопильном цехе работали только 2 пилорамы и две шпалорезки, а перевозили все на лошадях и всего на 80 грузовых автомобилей, что в масштабах стройки катастрофично мало.

По одним сведениям, за год с небольшим было уложено 110 км рельсов, ещё на 10 км — подготовлена трасса. По другим, к 1952 г. было построено 60 км дороги, ещё на 150 км уложена насыпь, до Иоканьги проложена временная автомобильная дорога и линия связи.

Заброшенная часть стройки
Заброшенная часть стройки

Но после смерти Сталина, в марте 1953 года картина резко изменилась. Большую часть стройки законсервировали, МВД освободили от «несвойственной ему производственной деятельности». Главное управление лагерей ж/д строительства передали в ведение Министерство путей сообщения, лагеря, входящие в состав производственных передали в Министерство юстиции, которое распорядилось заключить договора с промпредприятиями, таким образом лишив стройку бесплатной рабочей силы. Все эти обстоятельства привели к прекращению строительства. Так и закончилась история стройки № 509.

Как Вы думаете, стоило ли заканчивать эти проекты?

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить вторую часть статьи!

Если Вам понравилась статья, то рекомендую к прочтению:

Долгострои СССР: почему АЭС оказались заброшенными? Часть I

Долгострои СССР: почему АЭС оказались заброшенными? Часть II

Станции-призраки метрополитена. Кратко.

Как за рубежом уничтожают памятники советским воинам-освободителям?

Кто позировал для скульптуры, ставшей секс-символом СССР?