Читатели попросили разобрать очередную клюкву о нашей стране. Исследование называется «От Советов до Олигархов: неравенство и собственность в России, 1905-2016». Вышло оно в 2017 году, опубликовано на сайте NBER (Национальное бюро экономических исследований). Краткая суть — в России всё плохо, богатые едят бедных, власти скрывают, статистика врёт. Вот ссылка на страницу исследования и текст на английском языке:
https://www.nber.org/papers/w23712
https://www.nber.org/papers/w23712.pdf
Авторы работы — французы. Филип Новокмет и Томас Пикетти из Парижской школы экономики, Габриэль Цукман работает в Университете Калифорнии и в NBER, но тоже француз.
Собственно, этим можно начать и закончить. Иностранцу, не имеющему опыта жизни в СССР, нужно быть квалифицированным экономистом, чтобы понять причины, по которым 1989 и 2016 годы нельзя сравнивать напрямую. Квалифицированные экономисты сейчас в большом дефиците, что на Западе, что в России. Если вы видите исследование на тему «Россия Гибнет», вы можете знать почти наверняка — его делал отнюдь не квалифицированный экономист.
На первых же страницах исследователи указывают, что в 1989 году доход на взрослого в СССР составлял 16 тысяч евро в год, а в 2016 году в России — 24 тысячи евро. Тот, кто помнит 1989 год, может только усмехнуться такому сравнению. Дайте советскому инженеру из 1989 года две трети зарплаты инженера российского из 2016 и запустите его на полчаса в «Пятёрочку». Он решит, что страна таки пришла каким-то чудом к долгожданному коммунизму.
Французы пишут: «русские стандарты жизни были на уровне в 60-65% от западноевропейских в 1989-1990, и достигли 70-75% к середине 2010». Наивные иностранцы! Примерно в это время, в 1991 году, я выехал первый раз в жизни за рубеж по модному в те годы школьному обмену. Я жил в Ленинграде, далеко не самом бедном городе СССР. Заявляю со всей ответственностью, разрыв в уровне жизни между нами и западными европейцами был тогда примерно десятикратным, если не выше. Это проявлялось во всём: в еде, в одежде, в автомобилях и, разумеется, в жилье.
Из источников в конце исследования становится ясно, каким образом французы вычислили наши стандарты жизни. Они взяли советский ВВП и… просто поделили его на количество граждан, как будто при советском строе и при капитализме на потребление пускается одинаковое количество благ!
Опять-таки, если бы они не были французами, им было бы достаточно прогуляться по кварталу родного города, чтобы увидеть в каждом доме парикмахерскую, на каждом углу магазинчик, а в конце каждого проспекта — торговый центр. Чтобы вспомнить, что при советской власти вся эта направленная на удовлетворение нужд населения инфраструктура строилась по самому минимуму, так как каждый здоровый лоб, который работает сейчас в кофейне и делает людям латте с корицей, мог бы стоять у станка и вытачивать заготовки для боеголовок.
Представьте, все работающие в государстве граждане выпускают продукцию на миллион монет. Чтобы обеспечить полуголодное существование народных масс и удовлетворить нужды номенклатуры, нужно пустить на потребление 10%, 100 тысяч монет. Это военный коммунизм.
Чтобы народ жил более-менее сытно, но без излишеств, нужно пустить на потребление 200 тысяч монет. Это развитой социализм.
Чтобы народ жил богато, в красивых домиках и с личными автомобилями, нужно разрешить ему тратить на потребление столько, сколько он сможет. Народ сможет потратить на себя около 400 тысяч монет, остальное уйдёт на налоги и так далее. Это и будет обычный капитализм.
Таким образом, нельзя вот так просто взять и сказать: подушевой ВВП в Буржуинии 100 монет, а в Безмясии — 80 монет, следовательно, уровень жизни в Безмясии — 80% от уровня жизни в Буржуинии. Надо сначала выяснить, какой в этих государствах экономический строй.
Вот, кстати, убедительный аргумент на случай, если вам придётся изложить мои доводы в дискуссии, и если ваш оппонент попытается отрицать очевидное, доказывая, будто в 1989 году мы жили примерно на уровне немцев, разве что чуть-чуть хуже.
В 1990 году в СССР было 59 автомобилей на тысячу человек при запредельном среднем возрасте парка:
https://genby.livejournal.com/439044.html
В Германии — 460 автомобилей на тысячу, причём, скажу мягко, автомобилей другого качества:
https://www.statista.com/statistics/452014/germany-number-of-cars-per-1000-inhabitants/
Если мы посмотрим на разницу в квадратных метрах жилой площади, в телефонных номерах, в доступности турпоездок и в уровне гостиничного обслуживания, в качестве продуктов питания, в одежде, в компьютерах (которые в 1990 году вот уже лет десять как были персональными), мы везде увидим колоссальную разницу.
Пожалуй, этого достаточно для разбора труда французов. Исследователи совершили критическую ошибку: они начали сравнивать страны с разными экономическими системами, не удосужившись изучить существенные различия между экономиками разных строёв.
Аналогичным образом они могли бы выпустить разгромное исследование, заявив, будто в СССР было полно бомжей, так как там продавалось очень мало квартир! На это французам можно было бы указать, что большая часть строящихся квартир в позднем СССР не продавалась, а выдавалась бесплатно, в порядке очереди, бомжей же в стране было относительно немного, так как государство прикладывало значительные усилия, чтобы обеспечить личным койкоместом и горячей едой каждого советского гражданина.
Осталось добавить только две детали.
Во-первых, пусть историки меня поправят, но «массовые вложения в начальное образование», которые французы отнесли к большевикам, насколько я знаю, было бы правильно всё же сместить несколько глубже в прошлое, в эпоху Николая II. Всю эту сотню тысяч начальных школ построил император, потом после 1917 года значительную школ часть закрыли, и только к 1928 году постепенно отремонтировали и открыли заново, чтобы продолжить программу ликбезов.
Во-вторых, рассуждения французов, которые относятся уже не к СССР, а к современной России, также не заслуживают внимания, ибо они основаны на ненадёжных источниках типа того исследования банка «Кредит Швисс», которое мы с вами много раз уже разбирали.
https://ruxpert.ru/Credit_Suisse
Чтобы продемонстрировать качество данных швейцарцев — они полагают, будто с 2016 по 2017 год население нашей страны увеличилось на 6 млн человек, а средний россиянин стал богаче в 4 раза. Вот на этих достоверных сведениях основывают свои выводы французы, про исследование которых мы сегодня говорим.
Подведу итог
Как говорят программисты, «мусор на входе — мусор на выходе». У французов не было базовых знаний об экономике России, так что им не было никакого смысла тратить время на создание восьмидесятистраничного талмуда с графиками и диаграммами.
В России полно реальных проблем, и неравенство, собственно, тоже входит в их число. Однако, если больной пришёл на приём к вашему коллеге, зачем же брать со стола градусник и, тревожно причмокивая, заявлять, что у пациента температура 93 градуса? Это не 93, это 36, просто вы случайно перевернули градусник вверх ногами и не смогли этого понять, так как одинаково плохо разбираетесь и в арабских цифрах, и в медицине.