Найти тему

Агентская проблема. Ее решает совет директоров.

По другому агентскую проблему еще называют проблемой «принципал-агент».

Рыночные условия выделяют менеджеров в отдельную профессиональную группу, интересы которой не всегда и не во всем совпадают с интересами собственников фирмы. Из-за не полного совпадения интересов возникают противоречия между обеими сторонами, приводящие к снижению эффективности производства. Такая ситуация в институциональной экономике получила название проблема «принципал-агент».

Характерной чертой современных акционерных компаний является то, что управление деятельностью фирмы осуществляют не собственники – владельцы акций (принципал), а по их поручению наемный менеджер (агент).

Собственность принципала в распоряжении агента
Собственность принципала в распоряжении агента

В итоге менеджеры распоряжаются ресурсами, определяют цели и задачи, стратегию и тактику деятельности фирмы от имени собственников. Ограниченная информация, отсутствие четких критериев оценки эффективности деятельности менеджера затрудняет контроль собственников над использованием их капиталов.

Наемные менеджеры компаний зачастую не заинтересованы в повышении благосостояния собственников (получение долгосрочной прибыли, увеличение капитализации фирмы), преследуя личные цели – получение краткосрочной (годовой) прибыли фирмы, так как от нее зависит их заработная плата, премия, бонусы. Причина такого поведения проста – собственник живет за счет прибыли, а менеджер на заработную плату и за счет личного потребления на деньги фирмы (служебные самолеты, автомобили, дача и т. д.). Поэтому у них со-всем разное представление о том, как фирма должна развиваться, и какая у нее должна быть эффективность.

Такое поведение менеджера может привести к значительным потерям для собственников. Менеджеры, ориентированные на стабильное и спокойное существование, принимают безопасные решения в бизнесе, вместо того чтобы идти на разумный риск с целью повыше-ния капитализации фирмы. Однако в целях своего личного обогащения менеджеры идут на чрезмерный риск, совершают сомнительные операции, зная, что рискуют не собственными ресурсами, а попав в трудное положение, с помощью приукрашивания реальной ситуации пытаются как можно дольше сохранить свои рабочие места.

Информационная ассиметрия
Информационная ассиметрия

Конфликт между интересами собственников и менеджерами углубляется благодаря информационной асимметрии. Поскольку менеджеры находятся ближе к производству, они располагают боль-шей информацией относительно положения дел фирмы по сравнению с собственниками.

Топ-менеджеру отчитываются все подразделения компании, он в курсе внешних условий развития и деятельности фирмы, он лучше осведомлен о ситуации на том сегменте рынка, где действует компа-ния, и в курсе взаимоотношений с партнерами, поставщиками, клиентами, он собирает всю информацию, а потом уже решает, что пред-ставить акционерам.

Поэтому все акционеры знают, что деятельность наемного руководителя необходимо контролировать. Существует несколько проверенных практикой способов контроля и стимулирования такого пове-дения менеджеров, которое бы удовлетворяло интересам собственников:

  • регулярное заслушивание отчетов топ-менеджеров на общем собрании акционеров;
  • принудительная смена руководства, при неудовлетворительных результата или фактах недобросовестности
  • создание конкуренции на рабочем месте топ-менеджера;
  • денежные (долгосрочные) системы вознаграждения топ-менеджеров в виде пакетов акций фирмы
  • ... и ...

Наиболее эффективным и перманентным способом является создание совета директоров (наблюдательного совета), который постоянно и все сторонне контролирует и направляет работу топ-менеджмента. Для чего в совет директоров избирают опытных менеджеров, экспертов обладающих компетенциями по разным направлениям, специализациям, отраслевой экспертизе.