Найти тему
Усы «Моны Лизы»

Символизм в России



Русский символизм, возникнув в середине 90-х гг., долгое время оставался главной художественной школой в Отечественной культуре XX века. Все остальные, поздние направления в литературе и живописи, в сущности, продолжали или опровергали его.Как и во Франции, символизм возник как протест против позитивизма и в начале принял форму декадентства; главой школы на этом этапе стал Ф. Сологуб. Многое унаследовавший от своего французского собрата, русский символизм, опиравшийся на религиозную философию, "был истинно русским не только благодаря откровенно славянофильской направленности, граничащей со своего рода русским этноцентризмом, но также благодаря безнадежно эсхатологическим тонам, в которые он окрасил идеи заимствованные у Запада. Одновременно символизм в России стал событием европейского масштаба и знаменовал собой начало того яркого периода, который Н. Бердяев назвал "серебряным веком" русской культуры.

Предварительно заметим,что отечественный символизм и в плане теоретической проработанности, учении о символе и, пожалуй, в поэтическом искусстве несомненно был многограннее и глубже своего французского предшественника. Но для того чтобы это утверждение не было голословным, необходимо хотя бы краткое изложение некоторых основных положений теории символа в их трактовке русскими символистами.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

В рамках нашей рубрики, конечно, невозможно проследить историю становления символизма, деления его на три взаимосвязанных течения, что более уместно на страницах специальных изданий. Здесь же мы рассмотрим лишь наиболее важные моменты необходимые для понимания этого направления. Начнем с декаданса, представлявшего в русском символизме одно из его внутренних течений.

Русским декадантам 1890 - х гг. свойственны неприятие современного общественно политического уклада, мещанства, реакции и борьбы с натурализмом. Как и во Франции, основной принцип декаданса сводится к декларированию приоритета поэта надо объективной реальностью. Важная роль отводилась состоянию бессознательного как выходу в "иной мир". Ранний символизм, сформировавшийся под влиянием Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, и О. Уальда, в отличие от младосимволистов,в целом был циническим и эпатируюшим.

Ф.Ницше
Ф.Ницше

"Жизнь декадансе - это жизнь в болезни, т. к. "искусственный рай" изменённого сознания был самоцелью и взращивался любыми способами, любой ценой. Онирические введения "иного", то есть искусство в чистом виде в его декаданском варианте, возникали лишь в результате целенаправленного стремления к желанной галлюцинации. В результате всё существование автора свелось к двум состояниям -к парению в желанном инобытии и к выходу из него, что означало лишь наступление абстинентного синдрома. "Возвращение" сулило только мучительное пребывания в "грубой" реальности.

В 1904 году был основан журнал "Весы", позже "Золотое Руно", и это стало началом новой эры русского символизма. Журнал "Весы", по выражению А. Белого, "своротил ось русской культуры". В "Весах" отражена одна из характерных черт русского символизма - его "европеянство" - то, что позже Бердяев охарактеризовал культурным возрождением начала XX века.

Как отмечают зарубежные исследователи, "среду породившую русский символизм, охватила подлинная эпидемия всемирности". Римские и ассирийские темы захватывают Брюсова, Бальмонт обращается к английской, испанской литературе, культуре инков. Идея единства человеческой культуры легла в основу поэзии Вяч. Иванова. Мифическую Утопию о Блаженной земле Ойле создаёт Ф. Сологуб. Брюсов в "Снах человечества" предпринимает попытку составить "каталог культур" Ассирии, Египта,Китая, инков.

Одновременно рубеж веков был временем подведения итогов развития национальной культуры; поэты, живописцы и музыканты пересматривают свои эстетические принципы, стремясь противопоставить наступающему техническому прогрессу красоту народного искусства. В 1907 году осуществляется постановка оперы Н.Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже", И. Стравинский переносит в музыку русские "Прибаутки", сказку "Жар-птица", звучат народные музыкальные драмы М. Мусорского "Борис Годунов", "Хованщина".

В 1902 году Петербурге с успехом выступает известный сказитель былин И.Рябинин; пользуются популярностью выступления М. Пятницкого с хором воронежских крестьян. К осени 1905 года средоточием литературно - философских споров становится "Ивановские среды", организованные Вяч. Ивановым. При всем многообразии вопросов, обсуждавшихся на "средах", определяющей была тема "русского национального духа", религиозных исканий народа.

Сказание о невидимом граде Китеже.
Сказание о невидимом граде Китеже.

В прошлом виделся символистам "Золотой век", подлинная свобода человеческой личности. Обостряется интерес к философии интуитивизма, оккультным, изотерическим знаниям, основным проводником которых был историк и поэт Брюсов, автор повести "Огненный ангел" и знаменитого научного очерка об Атлантиде "Учители учителей".

Поиски своей почвы, " тайников народной души" обусловили интерес поэтов-символистов к фольклору, апокрифам, учениям хлыстов и старообрядцев. Блестяще образованный, (черта,присущая всем символистам) филолог, историк и философ Вяч. Иванов выдвинул утопического программу теургического мифотворчества и возрождения "органического" народного мироощущения.

Провозглашая неразрывную связь искусства с принципами архаичной мифологии, Иванов заявлял "...только народный миф творит народную песню", "большое искусство - искусство мифотворческое". В свете "всеобщего мифа" творчество поэта - поэта - символиста, по преимуществу, можно назвать бессознательным погружением в стихию фольклора". Современный культуре противопоставлялось всенародные мистериальное творчество, подобное искусству античности.

Благодарю за просмотр этой статьи,надеюсь вам понравилось) Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.