(Before the Devil Knows You're Dead, 2007, США)
Покойный голливудский классик Сидни Люмет ("Серпико", "Собачий полдень", "Убийство в Восточном экспрессе", "Вердикт") - один из тех режиссёров, кому повезло уйти на пенсию (жаль, недолгую) на очень и очень красивой ноте. То есть в ясном уме и не скатившись в творческий маразм - с картиной, достойной встать в ряд с его лучшими работами 20 века. И лишь избыток на кинорынке 2000-х всяческих триллеров несколько оттеснил "Игры дьявола" от массового зрителя, хотя свою честно заработанную обойму похвал они собрали. Причем немало критиков включило их в свою десятку лучших фильмов 2007 года, а кое-кто даже поставил их на первое/второе/третье место.
Конечно, всяк найдёт в этом фильме что-то своё, что порадует его в первую очередь. И всё же, как по мне, главное его достоинство, это идеальный сплав криминального триллера и классической, практически шекспировской драмы. При этом ни один из компонентов не доминирует над другим. Триллер не мешает драме раскрываться в полную мощь и достигать эмоциональных вершин. Драма же в свою очередь нисколько не тормозит динамику и не убавляет остросюжетность триллера - всё работает четко и сбалансированно.
Разве что финал остался малость недосказанным, но, очевидно, так и было задумано. Иными словами, нам предложено догадаться самим,что ожидало в конце концов выживших героев. Хотя, учитывая суровый реализм повествования, спрогнозировать их дальнейшую судьбу не очень-то сложно.
Начало "Игр дьявола" тоже почти каноническое, из разряда "ничто не предвещало визит пушного зверька на букву "П"".
Жили-были два брата, только не как в сказке - старший умный, а младший дурак, - а как в жизни. То есть старший Энди (Филип Сеймур Хоффман) был вроде бы и умным, и деловым, но при этом сидел на наркоте и воровал деньги у фирмы, где он работал. Младший Хэнк (Итан Хоук) тоже не походил на дурака, но был настолько слабохарактерным и неуверенным в себе, что удивительно, как у него хватало смелости водить машину.
В общем, проблем в жизни хватало у обоих, но катастрофы их до сей поры миновали. Однако зритель-то чует: уж коли в сюжете замешаны наркотики, значит, скоро кому-то тут понадобятся большие "бабки". Кому-то, у кого нос испачкан чем-то белым, а аудиторская проверка у него на работе грозит вот-вот обнаружить крупную недостачу.
Действительно, острая нехватка финансов заставила Энди пойти на непопулярные меры - организовать ограбление ювелирного магазина. Но поскольку из него самого грабитель был, как из Овна Рыбы, он подрядил на это дело младшенького брата. Которому тоже отчаянно нужны были деньги. И который... был таким же аховым грабителем, как и сам организатор. И всё же продуманный Энди план налёта на "ювелирку" гарантировал отсутствие большого риска и крутой навар, так что Хэнк, поломавшись, в итоге согласился.
Забыл уточнить: магазин, который Хэнку предстояло ограбить, был не случайным, а принадлежал стареньким родителям братьев. Поэтому оба знали, что в урочный день и час там будет одна лишь сонная продавщица и всё.
Вот только, к несчастью, Хэнк всё равно облажался и напортачил. Да так чудовищно, что вся дальнейшая история превратилась в трагический кошмар для всех. Включая тех, кто был к ней непричастен, но имел неосторожность знать Энди и Хэнка, либо приходиться им родственником.
***
В общем, блестящая и одновременно душераздирающая история практически из жизни. Это кино вряд ли порекомендуешь молодежи - не поймёт всех психологических тонкостей и заскучает, - но зритель постарше и умудрённее явно оценит "Игры дьявола" по достоинству. Тем более, что ныне, в век кинокомиксятины, таких мастерских гибридов триллеров и драм уже почти не выращивают.