Найти тему
Сатан Катан

Экономика Олимпийских игр

Оглавление

Современные летние Олимпийские игры датируются 1896 годом, а зимние - 1924 годом. Принимающие города отбираются примерно за семь лет до начала мероприятия на основе открытых торгов. Принимающие города несут ответственность за весь счет и за организацию соревнований. Международный олимпийский комитет обычно выделяет определенные средства для покрытия расходов. Исторически сложилось так, что принимающие города приезжали почти исключительно из богатых, промышленно развитых стран.

источник: Яндекс.Картинки
источник: Яндекс.Картинки

В период с 1896 по 1998 годы более 90 процентов всех принимающих городов приходилось на Западную Европу, Соединенные Штаты, Канаду, Австралию и Японию. Только Мехико, Москва и Сеул-хозяева летних Игр 1968, 1980 и 1988 годов, соответственно, и Сараево, принимающее зимние Игры 1984 года, изменили эту тенденцию.

Состав стран, подающих официальные заявки, резко изменился за последние десятилетия. Лишь 18 процентов заявок, поданных до 2000 года на летние Игры, поступило из развивающихся стран или стран бывшего Советского Союза. Однако с тех пор более половины всех заявок поступило от этой группы, включая заявки из Стамбула, Бангкока, Гаваны, Дохи и Кейптауна, а также успешные заявки из Пекина и Рио-де-Жанейро. На зимних Олимпийских играх в последнее десятилетие впервые были представлены заявки от Казахстана, Грузии, Китая, Словакии и Польши.

Тендеры на Олимпиаду - сложное дело и большой труд. Ключом к процессу торгов является визит оценочной комиссии Международного олимпийского комитета, которая проводит оценку состояния города-заявителя.

Значительная часть расходов на конкурсные торги связана с подготовкой, которую город-заявитель обязуется провести для Оценочной комиссии, и эти планы, включая детальную архитектурную визуализацию, финансовую смету и маркетинг до мероприятия, вероятно, будут обширными, поскольку неизвестно, какая будет подготовка в других городах-заявителях.

Например, Чикаго потратил не менее 70 миллионов долларов и, возможно, более 100 миллионов долларов на неудачную заявку на проведение Игр 2016 года. Однако затраты на проведение официальных торгов бледнеют по сравнению с расходами, которые понесет регион, если его действительно выберет Международный олимпийский комитет.

Расходы и что они из себя представляют

Первая группа крупных расходов связана с общей инфраструктурой для размещения ожидаемой волны туристов и спортсменов, которые спускаются на выбранный город. Международный олимпийский комитет требует, чтобы в городе, принимающем Летние игры, было как минимум 40 000 гостиничных номеров для зрителей и Олимпийская деревня, рассчитанная на размещение 15 000 спортсменов и официальных лиц. Кроме того, город должен иметь как внутренние, так и внешние транспортные средства, которые могут доставить туристов в сам город, а затем на отдельные спортивные объекты внутри области.

Олимпиада также требует затрат на специализированную спортивную инфраструктуру. Из-за не совсем ясной природы многих мероприятий, большинство городов не имеют условий для проведения всех соревнований, особенно если есть наличие больших площадей для зрителей. Даже современным городам в странах с высоким уровнем доходов может потребоваться строительство или расширение существующего велодрома, трамплинарного комплекса или конькобежного овала.

Более того, современные футбольные стадионы, как правило, несовместимы с полноразмерными олимпийскими трассами, так как наличие места для таких трасс может привести к нежелательно большому разделению болельщиков и игрового поля.

По этой причине неудавшаяся заявка Бостона на проведение Игр 2024 года предложила 400 млн долларов США на строительство совершенно нового стадиона для легкоатлетических соревнований, несмотря на наличие четырех крупных открытых спортивных стадионов в этом районе.

После ввода объектов в эксплуатацию Игры требуют затрат на их проведение, включая управление мероприятиями, церемонии открытия и закрытия. Расходы на безопасность на Играх 2000 года в Сиднее составили 250 миллионов долларов, в то время как четыре года спустя в Афинах расходы на безопасность превысили 1,6 миллиарда долларов, что в четыре раза превышает первоначальный бюджет, и оставались на этом уровне в течение последнего десятилетия.

Точный финансовый учет расходов на проведение Олимпийских игр в разных городах сложно найти по многим причинам. Трудно отделить расходы на олимпийские строительные проекты от запланированных инфраструктурных улучшений, которые не могут быть напрямую связаны с играми. Кроме того, обеспокоенность по поводу перерасхода средств или коррупции может побудить чиновников ограничить публикацию точных данных. Истинная окончательная стоимость зимних Олимпийских игр 1998 года в Нагано никогда не будет известна, поскольку принимающий комитет приказал сжечь часть финансовых рекордов.

Заключение

На Олимпийских играх постоянно возникают окончательные расходы, которые превышают первоначальные бюджеты. С 1968 по 2012 год все Олимпийские игры обошлись дороже, чем предполагалось изначально. Средние показатели Игр на 150% превысили первоначальный бюджет, а самые тяжёлые нарушители - Монреаль 1976 и Сараево 1984 - более чем в десять раз превзошли первоначальные оценки.

источник: Яндекс.Картинки
источник: Яндекс.Картинки

Изначально лондонские организаторы конкурса 2012 года выиграли конкурс в 2005 году с оценочной стоимостью 2,4 млрд. фунтов стерлингов, которая была пересмотрена в сторону увеличения в течение двух лет до 9,3 млрд. фунтов стерлингов. Затем, когда окончательные расходы составили всего 8,77 млрд. фунтов стерлингов, организаторы смехотворно заявили, что мероприятие прошло в рамках бюджета.