Вокруг отмены ЕГЭ – новая битва. Урал – на передовой. Министр просвещения Ольга Васильева заявила, что необходимость подготовить выпускников к сдаче Единого государственного экзамена сводит на нет весь образовательный процесс в 10-11-х классах общеобразовательных российских школ. Васильева призвала пересмотреть подходы в подготовке к ЕГЭ и не заниматься этим в ущерб получению новых и необходимых выпускникам знаний по остальным предметам. Вполне возможно, что отмена госэкзамена начнется именно с Урала – именно здесь в прошлом году разгорелся едва ли не самый масштабный скандал за всю историю ЕГЭ.
Министр образования Ольга Васильева действительно удивила.
«10 и 11 классы у нас нет обучения в школе, оно прекращается, потому что идет планомерная подготовка — я уже перестала использовать натаскивание, хотя оно остается, к сдаче ЕГЭ. Надо менять, надо очень здорово менять подходы к тому, что мы сейчас имеем. Мы не имеем права заниматься подготовкой во время учебного процесса», — заявила Васильева.
В качестве примера министр привела зарубежные школы, где подготовкой к аналогичным выпускным экзаменам занимаются факультативно, а не в ущерб образовательному процессу.
У ЕГЭ на сегодняшний день сформировался целый класс противников. Например, не так давно президент Российской академии наук Александр Сергеев призвал отказаться от Единого государственного экзамена.
Ранее депутаты партии ЛДПР внесли в Госдуму проект закона, отменяющего ЕГЭ и возвращающего старый формат итоговых школьных экзаменов. В пояснительной записке к документу говорится, что ЕГЭ не обеспечивает «эффективную и беспристрастную проверку знаний выпускников», а его проведение требует «значительных расходов» госбюджета. Авторы законопроекта отмечали также, что ежегодно при сдаче ЕГЭ выявляется «большое количество злоупотреблений».
Но ЕГЭ не сдается: его вводили находящиеся сейчас у власти во многих ключевых вузах (например ВШЭ) либеральные реформаторы. А раз так, то бой продолжается.
«Убивают желание учиться»
Впервые в экспериментальном режиме Единый госэкзамен был проведен в пяти регионах России по восьми учебным дисциплинам в 2001 году, постепенно список регионов расширялся. Уже с 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных школьных экзаменов, а также основной формой вступительных испытаний в вузах.
Однако с тех пор мольбы о необходимости отменить данный вид испытания практически не прекращаются. В числе активных противников ЕГЭ – Национальный родительский комитет. Организация, в частности, попросила не вводить обязательный ЕГЭ по иностранному языку.
«Выбор для сдачи ЕГЭ… должен производиться на добровольной основе, так как Россия является великой независимой страной, а не колонией», — говорится в обращении, инициатором которого выступает глава комитета Ирина Волынец. По мнению родительского комитета, внедрение обязательного ЕГЭ по иностранному языку противоречит Стратегии национальной безопасности России.
«Порочной системой оценки знаний» называл ЕГЭ и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин заявлял, что в секретариате парламента также давно завис законопроект и от коммунистов «Об образовании для всех». Одна из главных его опций — перевод Единого экзамена на добровольный режим. По словам Смолина, необходимо «менять саму идеологию экзамена».
«Вместо жутких комиссий, металлоискателей, проверки документов, сопровождения чуть ли не в туалеты, надо дать право выбора. Мы приводим в пример, как экзаменовали Александра Пушкина. Он читал свои стихи. И мы считаем: хорошо пишешь — выбирай сочинение, хорошо говоришь — сдавай экзамен устно», — отмечал Смолин. По его мнению, никаких препятствий для отмены обязательного ЕГЭ нет.
Добиться отмены ЕГЭ пытались и регионы: парламент Карелии вносил в Государственную думу соответствующий законопроект. В пояснительной записке отмечалось, что экзамен является «вредным и разрушает систему образования». Карельские политики предлагали вернуться к традиционным контрольным работам с разным уровнем сложности.
В стан борцов с ЕГЭ записали даже главу Сбербанка Германа Грефа, который вроде бы должен костьми лежать за плоды социальных экспериментов своих единомышленников-реформаторов. Греф заявил о необходимости «убить школьные экзамены». «Я ненавижу процесс оценивания, я ненавижу экзамены», — признался Греф, добавив, что у него «не клеится с системой образования». По словам банкира, существующий процесс обучения «убивает всяческое желание учиться». Он выразил мнение, что из школы люди выпускаются «с инвалидностью»: они привыкают к подобной системе и ожидают, что их «всю жизнь будут оценивать».
«Превратимся в идиотов»
Социология также работает не в пользу ЕГЭ. Так, по данным ВЦИОМ, более 75% россиян заявили, что после введения Единого государственного экзамена качество знаний школьников ухудшилось. При этом 77% считают, что учащихся натаскивают только на прохождение тестов, в связи с этим ухудшается качество знаний.
Ещё 65% россиян считают, что отмена тестовой части в ЕГЭ позволяет выявить реальный уровень знаний, а 71% опрошенных заявили, что проверка знаний после введения ЕГЭ стала простой формальностью. Кроме того, 77% опрошенных заявили, что ЕГЭ не учитывает индивидуальные особенности учащихся.
По оценкам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, введение ЕГЭ является «провокацией против российской системы образования». По его мнению, если в ближайшее время в стране не отменят эту систему, то Россия «превратится в страну идиотов».
Он пояснил, что следует вернуться к классической форме проведения экзаменов. При этом у каждого предмета должна быть своя форма. «В США ранее практиковали итоговую проверку знаний учащихся в тестовой форме, однако затем приняли решение отказаться от нее», — пояснил Комков.
Словом, низы давно не хотят, а верхи уже могут отменить ЕГЭ: революция в этой сфере может начаться. И с большой долей вероятности, именно с Урала.
Уральский казус
Когда говорят о достоинствах ЕГЭ, то в первую очередь традиционно приводят один аргумент – благодаря новой системе, люди из глубинки получили возможность поступать в ведущие вузы страны. Однако и тут не обходится без лукавства.
Пробивавший реформу тогдашний министр образования Владимир Филиппов объяснял, что Россия должна влиться в западные стандарты образования по «Болонской системе». Прошло почти 20 лет. Влились?
О том, что отсеивать таланты с периферии можно в «ручном режиме», стало известно еще в прошлом году. Тогда в Свердловской области почти 80% выпускников, сдававших ЕГЭ по английскому языку, получили 0 баллов за эссе. По словам представителей проверяющей комиссии, дети якобы не придерживались установленных шаблонов, с употреблением определенного набора слов в тексте. В конфликтной комиссии утверждают, что дети были заранее проинформированы о требованиях к творческой части, что стало шоком для выпускников, которые не знали о стандарте.
Родители подозревали, что комиссия получила распоряжение снизить число «высокобалльников» в регионах. В частности, в Свердловской области. Поэтому для всех была применена единая схема. Тогда же экс-депутат Заксобрания Свердловской области Евгений Артюх, чья дочь также получила 0 баллов, заявлял, что «ведется сознательная политика: детям из провинции не ставить большие баллы, чтобы не лезли в престижные московские вузы».
«Это вредительство. Детей просто выдавливают из страны, чтобы они ехали учиться за границу», — пояснял Артюх, очевидно имеющий как родитель такую возможность.
Тот скандал быстро притушили: свердловские чиновники последние годы находятся в системе контроля образовательного процесса со стороны ВШЭ. К ним ездят люди типа Исака Фрумина, пойманного на развращении подчинённого, и успокаивают ситуацию. Бессменный спикер большинства крупных мероприятий в вузах Урала.
Кстати, гомосексуалист Фрумин тоже стоит у истоков реформы российского образования, как бы символизируя тренд.
Один из преподавателей свердловского вуза на условиях анонимности пояснил, что «отмена Единого госэкзамена давно назрела». «То, что ЕГЭ является прозрачной и честной системой – валерьянка для наивных. Мы все знаем истории, когда сотни «блатных» получают максимальный балл за экзамен. Люди, которые не могут толком говорить по-русски, сдают его на отлично. Система дискредитировала себя, к ней накопилась масса претензий. Именно поэтому сейчас и идут такие баталии», — пояснил собеседник Zamesa.
Единственная причина сегодня, по которой не сносят ЕГЭ: у власти в образовании всё ещё находятся люди, которые и изобрели это вредительство по западным лекалам. И отмена идиотского порядка способно уничтожить их авторитет. Одного присутствия во главе ВШЭ мужа главы Центробанка Ярослава Кузьминова достаточно, чтобы сдерживать натиск. Вся его преподавательская рать активно выступает в прессе с различными аргументами в защиту ЕГЭ: главное не отменять, даже с учётом многочисленной критики.
Тот же бывший министр Владимир Филиппов сегодня возглавляет Высшую аттестационную комиссию.
Ещё один активный апологет ЕГЭ — глава департамента образования Москвы Исаак Калина, который со своей чиновничьей позиции держит круговую оборону вредительскому порядку, показывая, что для него этот вопрос — вопрос веры. «У нас самое большое число школьников в стране — 824 тысячи, к нам едут и выпускники из регионов. Это наша обязанность — донести до федеральных структур высказанные предложения», — обосновывает свою правоту Исаак Калина.
Петицию об отставке Исаака Калина уже подписали несколько тысяч человек.
Калина в том числе выступает за минимизацию взаимоотношений между преподавателем и учеником: все уроки можно вести по компьютеру, и так же сдавать экзамены.
Им так проще управлять и промывать мозги в том русле, в каком им выгодно. Потому что ЕГЭ — символ разрушения советской системы образования и в том числе подготовки преподавательских кадров. Они убили одну систему и создали другую, контролируя её в том числе через ВАК, готовя армию преподавателей, которые не дают образование, а натаскивают учеников. Тот же участник гей-видео Исак Фрумин возглавляет Институт образования ВШЭ, готовит кадры.
Всё больше родителей пытаются найти альтернативные способы обучения, и дома, и в частных школах, где можно варьировать правила.
Но революция в образовании неизбежна.
Судя по словам министра Васильевой, ведомство будет снижать значимость ЕГЭ в образовании и возвращать выпускные экзамены. Роль ЕГЭ сведётся до теста, который будут учитывать, но который не станет догмой при поступлении в ВУЗ. Кстати апологеты ЕГЭ в ВШЭ так и делают, отбирая студентов: в вуз зачисляют только обладателей высоких баллов по ЕГ, а остальные сдают вступительные экзамены.