Найти тему
Zames Media

ЕГЭ — на три буквы!

Оглавление

Вокруг отмены ЕГЭ – новая битва. Урал – на передовой. Министр просвещения Ольга Васильева заявила, что необходимость подготовить выпускников к сдаче Единого государственного экзамена сводит на нет весь образовательный процесс в 10-11-х классах общеобразовательных российских школ. Васильева призвала пересмотреть подходы в подготовке к ЕГЭ и не заниматься этим в ущерб получению новых и необходимых выпускникам знаний по остальным предметам. Вполне возможно, что отмена госэкзамена начнется именно с Урала – именно здесь в прошлом году разгорелся едва ли не самый масштабный скандал за всю историю ЕГЭ.

Министр образования Ольга Васильева действительно удивила.

«10 и 11 классы у нас нет обучения в школе, оно прекращается, потому что идет планомерная подготовка — я уже перестала использовать натаскивание, хотя оно остается, к сдаче ЕГЭ. Надо менять, надо очень здорово менять подходы к тому, что мы сейчас имеем. Мы не имеем права заниматься подготовкой во время учебного процесса», — заявила Васильева.

В качестве примера министр привела зарубежные школы, где подготовкой к аналогичным выпускным экзаменам занимаются факультативно, а не в ущерб образовательному процессу.

У ЕГЭ на сегодняшний день сформировался целый класс противников. Например, не так давно президент Российской академии наук Александр Сергеев призвал отказаться от Единого государственного экзамена.

Ранее депутаты партии ЛДПР внесли в Госдуму проект закона, отменяющего ЕГЭ и возвращающего старый формат итоговых школьных экзаменов. В пояснительной записке к документу говорится, что ЕГЭ не обеспечивает «эффективную и беспристрастную проверку знаний выпускников», а его проведение требует «значительных расходов» госбюджета. Авторы законопроекта отмечали также, что ежегодно при сдаче ЕГЭ выявляется «большое количество злоупотреблений».

Министр образования Евгения Васильева возглавила новый поход против ЕГЭ.
Министр образования Евгения Васильева возглавила новый поход против ЕГЭ.

Но ЕГЭ не сдается: его вводили находящиеся сейчас у власти во многих ключевых вузах (например ВШЭ) либеральные реформаторы. А раз так, то бой продолжается.

«Убивают желание учиться»

Впервые в экспериментальном режиме Единый госэкзамен был проведен в пяти регионах России по восьми учебным дисциплинам в 2001 году, постепенно список регионов расширялся. Уже с 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных школьных экзаменов, а также основной формой вступительных испытаний в вузах.

Однако с тех пор мольбы о необходимости отменить данный вид испытания практически не прекращаются. В числе активных противников ЕГЭ – Национальный родительский комитет. Организация, в частности, попросила не вводить обязательный ЕГЭ по иностранному языку.

«Выбор для сдачи ЕГЭ… должен производиться на добровольной основе, так как Россия является великой независимой страной, а не колонией», — говорится в обращении, инициатором которого выступает глава комитета Ирина Волынец. По мнению родительского комитета, внедрение обязательного ЕГЭ по иностранному языку противоречит Стратегии национальной безопасности России.

«Порочной системой оценки знаний» называл ЕГЭ и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин заявлял, что в секретариате парламента также давно завис законопроект и от коммунистов «Об образовании для всех». Одна из главных его опций — перевод Единого экзамена на добровольный режим. По словам Смолина, необходимо «менять саму идеологию экзамена».

«Вместо жутких комиссий, металлоискателей, проверки документов, сопровождения чуть ли не в туалеты, надо дать право выбора. Мы приводим в пример, как экзаменовали Александра Пушкина. Он читал свои стихи. И мы считаем: хорошо пишешь — выбирай сочинение, хорошо говоришь — сдавай экзамен устно», — отмечал Смолин. По его мнению, никаких препятствий для отмены обязательного ЕГЭ нет.

Добиться отмены ЕГЭ пытались и регионы: парламент Карелии вносил в Государственную думу соответствующий законопроект. В пояснительной записке отмечалось, что экзамен является «вредным и разрушает систему образования». Карельские политики предлагали вернуться к традиционным контрольным работам с разным уровнем сложности.

В стан борцов с ЕГЭ записали даже главу Сбербанка Германа Грефа, который вроде бы должен костьми лежать за плоды социальных экспериментов своих единомышленников-реформаторов. Греф заявил о необходимости «убить школьные экзамены». «Я ненавижу процесс оценивания, я ненавижу экзамены», — признался Греф, добавив, что у него «не клеится с системой образования». По словам банкира, существующий процесс обучения «убивает всяческое желание учиться». Он выразил мнение, что из школы люди выпускаются «с инвалидностью»: они привыкают к подобной системе и ожидают, что их «всю жизнь будут оценивать».

«Превратимся в идиотов»

Социология также работает не в пользу ЕГЭ. Так, по данным ВЦИОМ, более 75% россиян заявили, что после введения Единого государственного экзамена качество знаний школьников ухудшилось. При этом 77% считают, что учащихся натаскивают только на прохождение тестов, в связи с этим ухудшается качество знаний.

Ещё 65% россиян считают, что отмена тестовой части в ЕГЭ позволяет выявить реальный уровень знаний, а 71% опрошенных заявили, что проверка знаний после введения ЕГЭ стала простой формальностью. Кроме того, 77% опрошенных заявили, что ЕГЭ не учитывает индивидуальные особенности учащихся.

По оценкам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, введение ЕГЭ является «провокацией против российской системы образования». По его мнению, если в ближайшее время в стране не отменят эту систему, то Россия «превратится в страну идиотов».

Он пояснил, что следует вернуться к классической форме проведения экзаменов. При этом у каждого предмета должна быть своя форма. «В США ранее практиковали итоговую проверку знаний учащихся в тестовой форме, однако затем приняли решение отказаться от нее», — пояснил Комков.

Словом, низы давно не хотят, а верхи уже могут отменить ЕГЭ: революция в этой сфере может начаться. И с большой долей вероятности, именно с Урала.

Уральский казус

Когда говорят о достоинствах ЕГЭ, то в первую очередь традиционно приводят один аргумент – благодаря новой системе, люди из глубинки получили возможность поступать в ведущие вузы страны. Однако и тут не обходится без лукавства.

Пробивавший реформу тогдашний министр образования Владимир Филиппов объяснял, что Россия должна влиться в западные стандарты образования по «Болонской системе». Прошло почти 20 лет. Влились?

О том, что отсеивать таланты с периферии можно в «ручном режиме», стало известно еще в прошлом году. Тогда в Свердловской области почти 80% выпускников, сдававших ЕГЭ по английскому языку, получили 0 баллов за эссе. По словам представителей проверяющей комиссии, дети якобы не придерживались установленных шаблонов, с употреблением определенного набора слов в тексте. В конфликтной комиссии утверждают, что дети были заранее проинформированы о требованиях к творческой части, что стало шоком для выпускников, которые не знали о стандарте.

Родители подозревали, что комиссия получила распоряжение снизить число «высокобалльников» в регионах. В частности, в Свердловской области. Поэтому для всех была применена единая схема. Тогда же экс-депутат Заксобрания Свердловской области Евгений Артюх, чья дочь также получила 0 баллов, заявлял, что «ведется сознательная политика: детям из провинции не ставить большие баллы, чтобы не лезли в престижные московские вузы».

«Это вредительство. Детей просто выдавливают из страны, чтобы они ехали учиться за границу», — пояснял Артюх, очевидно имеющий как родитель такую возможность.

Тот скандал быстро притушили: свердловские чиновники последние годы находятся в системе контроля образовательного процесса со стороны ВШЭ. К ним ездят люди типа Исака Фрумина, пойманного на развращении подчинённого, и успокаивают ситуацию. Бессменный спикер большинства крупных мероприятий в вузах Урала.

Кадр из видео с одним из создателей реформы российского образования.
Кадр из видео с одним из создателей реформы российского образования.

Кстати, гомосексуалист Фрумин тоже стоит у истоков реформы российского образования, как бы символизируя тренд.

Один из преподавателей свердловского вуза на условиях анонимности пояснил, что «отмена Единого госэкзамена давно назрела». «То, что ЕГЭ является прозрачной и честной системой – валерьянка для наивных. Мы все знаем истории, когда сотни «блатных» получают максимальный балл за экзамен. Люди, которые не могут толком говорить по-русски, сдают его на отлично. Система дискредитировала себя, к ней накопилась масса претензий. Именно поэтому сейчас и идут такие баталии», — пояснил собеседник Zamesa.

Единственная причина сегодня, по которой не сносят ЕГЭ: у власти в образовании всё ещё находятся люди, которые и изобрели это вредительство по западным лекалам. И отмена идиотского порядка способно уничтожить их авторитет. Одного присутствия во главе ВШЭ мужа главы Центробанка Ярослава Кузьминова достаточно, чтобы сдерживать натиск. Вся его преподавательская рать активно выступает в прессе с различными аргументами в защиту ЕГЭ: главное не отменять, даже с учётом многочисленной критики.

Тот же бывший министр Владимир Филиппов сегодня возглавляет Высшую аттестационную комиссию.

Исаак Калина:  диктует правила игры, возглавляя московский департамент образования.
Исаак Калина: диктует правила игры, возглавляя московский департамент образования.

Ещё один активный апологет ЕГЭ — глава департамента образования Москвы Исаак Калина, который со своей чиновничьей позиции держит круговую оборону вредительскому порядку, показывая, что для него этот вопрос — вопрос веры. «У нас самое большое число школьников в стране — 824 тысячи, к нам едут и выпускники из регионов. Это наша обязанность — донести до федеральных структур высказанные предложения», — обосновывает свою правоту Исаак Калина.

Петицию об отставке Исаака Калина уже подписали несколько тысяч человек.

Калина в том числе выступает за минимизацию взаимоотношений между преподавателем и учеником: все уроки можно вести по компьютеру, и так же сдавать экзамены.

Им так проще управлять и промывать мозги в том русле, в каком им выгодно. Потому что ЕГЭ — символ разрушения советской системы образования и в том числе подготовки преподавательских кадров. Они убили одну систему и создали другую, контролируя её в том числе через ВАК, готовя армию преподавателей, которые не дают образование, а натаскивают учеников. Тот же участник гей-видео Исак Фрумин возглавляет Институт образования ВШЭ, готовит кадры.

Всё больше родителей пытаются найти альтернативные способы обучения, и дома, и в частных школах, где можно варьировать правила.

Но революция в образовании неизбежна.

Судя по словам министра Васильевой, ведомство будет снижать значимость ЕГЭ в образовании и возвращать выпускные экзамены. Роль ЕГЭ сведётся до теста, который будут учитывать, но который не станет догмой при поступлении в ВУЗ. Кстати апологеты ЕГЭ в ВШЭ так и делают, отбирая студентов: в вуз зачисляют только обладателей высоких баллов по ЕГ, а остальные сдают вступительные экзамены.