Найти тему
ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА

Первые христиане и древние богохульные надписи на стенах

Еще в древние времена люди любили рисовать на стенах, оставляя на них рисунки и надписи. Сегодня граффити, оставленные спреерами на никому не нужных бетонных стенах, почему-то принято закрашивать серой краской. При этом те граффити, которые дошли до нас из глубины веков, очень ценятся и являются живым историческим источником, потому что отражают мировоззрение людей, живший в древности, и их личный взгляд на окружающую действительность.

Такими были, к примеру, граффити в Великом Новгороде, которые оставляли жители этого города в средние века на стенах храмов.

Граффити на стене Софийского собора Новгородского кремля.
Граффити на стене Софийского собора Новгородского кремля.

Еще один известный пример граффити, дошедших до нас сквозь историю, это надписи древнегреческих и древнеримских путешественников на египетских пирамидах. Оказывается, надписи в духе "я здесь был" имеют очень давнюю традицию, которая насчитывает много веков. Одна из надписей гласит: "Я здесь был и мне не понравилось ничего, кроме саркофагов". Оказывается, что традиция надписей "Я здесь был" очень ранняя и насчитывает много веков. Поговаривают, что здесь есть и надпись, которую сделал иранский принц Хосров I Ануширван, который жил в 4 веке.

Но нас будет интересовать надпись, которая называется Граффито Алексоменоса, оно имеет непосредственное отношение к истории первых христиан и может нам многое рассказать о начале становления христианской церкви. По сути граффити представляет собой ни что иное, как богохульную карикатуру, на которой изображен распятый на кресте осёл, перед которым стоит человек с воздетыми в молитвенном жесте руками, и здесь же надпись, которая гласит: "Алексаменос поклоняется Богу". Это граффити было найдено на одном из зданий в Риме на Палантине и датируется 2-3 веком н. э .

Граффито Алексоменоса, Рим.
Граффито Алексоменоса, Рим.

Предназначение этой надписи очевидно - высмеять некоего Алексаменоса, который является христианином. В те времена среди язычников было обычным делом высмеивать христиан. И повод для этого был один - христиане поклонялись человеку, который умер самой недостойной смертью в глазах римлян - через распятие, и который, как они считали, просто не мог быть Богом.

Отождествление же с ослом было крайне оскорбительным в римском обществе того времени.

Графито Алексоменоса, прорисовка.
Графито Алексоменоса, прорисовка.

Казнь через распятие считалась позором и практиковалась в Риме в качестве наказания самых тяжелых преступников. Кстати, довольно продолжительное время, и была отменена только Константином Великим в 4 веке. В древней Иудее ситуация была не лучше. Смерть здесь была чем-то, что в принципе формировало репутацию человека и его семьи. В обществе различали "хорошую" смерть и "плохую":

  • хорошо - умереть на конце долгой жизни, плохо - преждевременная смерть;
  • хорошо - умереть в мире и покое, плохо - насильственная или позорная смерть;
  • хорошо - умереть в окружении многочисленных потомков, плохо - не оставить после себя потомков;
  • хорошо - похороны на родине, плохо - отсутствие похорон.

Понятие героической смерти в иудейском обществе отсутствовало как таковое, позорным так же считалось умереть на поле боя. Умереть или пострадать за что-либо - таких понятий просто не существовало, такая смерть сразу же причислялась к "плохой".

В этом контексте становится понятным, в какой ситуации должны были оказаться Христос, его семья, его ученики, да и идеи христианства в целом, после того, как сам Христос был предан позорной казни.

Примерно такой микроклимат царил тогда в Иудее и Риме, в то время как христианская церковь, несмотря ни на что, разрасталась огромными темпами.

Об этом и пишет апостол Павел в Послании к Коринфянам:

"Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
Ибо и Иудеи требуют чудес, и Эллины ищут мудрости;
А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев - соблазн, а для Эллинов - безумие,
Для самих же призванных, Иудеев и Эллинов, - Христа, Божию силу и Божию премудрость" (Кор. I 21-24)