Еще в древние времена люди любили рисовать на стенах, оставляя на них рисунки и надписи. Сегодня граффити, оставленные спреерами на никому не нужных бетонных стенах, почему-то принято закрашивать серой краской. При этом те граффити, которые дошли до нас из глубины веков, очень ценятся и являются живым историческим источником, потому что отражают мировоззрение людей, живший в древности, и их личный взгляд на окружающую действительность.
Такими были, к примеру, граффити в Великом Новгороде, которые оставляли жители этого города в средние века на стенах храмов.
Еще один известный пример граффити, дошедших до нас сквозь историю, это надписи древнегреческих и древнеримских путешественников на египетских пирамидах. Оказывается, надписи в духе "я здесь был" имеют очень давнюю традицию, которая насчитывает много веков. Одна из надписей гласит: "Я здесь был и мне не понравилось ничего, кроме саркофагов". Оказывается, что традиция надписей "Я здесь был" очень ранняя и насчитывает много веков. Поговаривают, что здесь есть и надпись, которую сделал иранский принц Хосров I Ануширван, который жил в 4 веке.
Но нас будет интересовать надпись, которая называется Граффито Алексоменоса, оно имеет непосредственное отношение к истории первых христиан и может нам многое рассказать о начале становления христианской церкви. По сути граффити представляет собой ни что иное, как богохульную карикатуру, на которой изображен распятый на кресте осёл, перед которым стоит человек с воздетыми в молитвенном жесте руками, и здесь же надпись, которая гласит: "Алексаменос поклоняется Богу". Это граффити было найдено на одном из зданий в Риме на Палантине и датируется 2-3 веком н. э .
Предназначение этой надписи очевидно - высмеять некоего Алексаменоса, который является христианином. В те времена среди язычников было обычным делом высмеивать христиан. И повод для этого был один - христиане поклонялись человеку, который умер самой недостойной смертью в глазах римлян - через распятие, и который, как они считали, просто не мог быть Богом.
Отождествление же с ослом было крайне оскорбительным в римском обществе того времени.
Казнь через распятие считалась позором и практиковалась в Риме в качестве наказания самых тяжелых преступников. Кстати, довольно продолжительное время, и была отменена только Константином Великим в 4 веке. В древней Иудее ситуация была не лучше. Смерть здесь была чем-то, что в принципе формировало репутацию человека и его семьи. В обществе различали "хорошую" смерть и "плохую":
- хорошо - умереть на конце долгой жизни, плохо - преждевременная смерть;
- хорошо - умереть в мире и покое, плохо - насильственная или позорная смерть;
- хорошо - умереть в окружении многочисленных потомков, плохо - не оставить после себя потомков;
- хорошо - похороны на родине, плохо - отсутствие похорон.
Понятие героической смерти в иудейском обществе отсутствовало как таковое, позорным так же считалось умереть на поле боя. Умереть или пострадать за что-либо - таких понятий просто не существовало, такая смерть сразу же причислялась к "плохой".
В этом контексте становится понятным, в какой ситуации должны были оказаться Христос, его семья, его ученики, да и идеи христианства в целом, после того, как сам Христос был предан позорной казни.
Примерно такой микроклимат царил тогда в Иудее и Риме, в то время как христианская церковь, несмотря ни на что, разрасталась огромными темпами.
Об этом и пишет апостол Павел в Послании к Коринфянам:
"Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
Ибо и Иудеи требуют чудес, и Эллины ищут мудрости;
А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев - соблазн, а для Эллинов - безумие,
Для самих же призванных, Иудеев и Эллинов, - Христа, Божию силу и Божию премудрость" (Кор. I 21-24)