Найти тему
ActivityEdu

Подушевое финансирование: что это и как реализуется

Оглавление

7 мая 2012 года президент России Владимир Путин подписал 599-й указ «О мерах по реализации госполитики в области образования и науки». В соответствии с этим документом с 1 января 2016 года все общеобразовательные организации и организации допобразования были переведены на нормативно-подушевое финансирование (НПФ). Что это такое и как осуществляется на практике, читайте в нашей статье.

Из этой статьи вы сможете узнать:

Подушевое финансирование образовательных организаций: что это

Подушевое финансирование образовательных учреждений – это принципиально новый способ формирования их бюджета. Любой школе средства теперь выделяются с учетом того, сколько детей в ней учатся. Как видим, принцип очень прост: чем больше в школе учеников, тем больше у нее денег от государства. Почему так? Логика государства тоже весьма несложная: отныне, чтобы залучить в свои стены наибольшее количество учеников, педколлектив должен буквально костьми лечь, но максимально повысить привлекательность этой конкретной школы для потенциальных воспитанников. Все на благо детей, казалось бы. В реальности дела обстоят не слишком радужно.

Прямо скажем, принцип подушевого финансирования образовательных учреждений ставит их в двусмысленное положение. 

Во-первых, абсолютно все учебные учреждения не являются резиновыми, поэтому даже очень хорошие школы ограничены в получении бюджетных средств: они не в состоянии вместить всех желающих здесь учиться и вынуждены отказывать кандидатам, теряя тем самым в деньгах. 

Во-вторых, получается, что даже самых нерадивых учеников школа не может отчислить, ведь это сразу приведет к уменьшению финансирования. В этой ситуации некоторым директорам проще надавить на педагогов, чтобы те вытянули двоечника в ряды троечников, – но не в плане знаний, увы, а всего лишь «нарисовав» тому нужные баллы. 

Как реализуется подушевое финансирование и на что школа получает деньги

Важно, что при НПФ учебные организации получают единую денежную массу без четкого регламентирования расходных статей. То есть школы сами делят эти бюджетные средства так, как считают нужным. 

Теоретически подушевое финансирование школ должно покрывать следующие расходы образовательных организаций:

  • коммунальные услуги и услуги связи;
  • косметический ремонт здания, покупку мебели;
  • приобретение необходимого для занятий оборудования и учебной литературы;
  • оплату труда привлеченных работников и повышение квалификации штатных учителей;
  • непредвиденные траты, связанные с деятельностью образовательной организации (в течение учебного года такое случается).

На практике же получается, что подушевого финансирования школам хватает чаще всего на следующие траты:

  • зарплату сотрудников (учителей и администрации);
  • оплату курсов повышения квалификации учителей (как минимум раз в три года);
  • приобретение материальной базы учреждения;
  • расходы на обучение особенных детей;
  • общехозяйственные расходы (услуги связи, охрана и пожарная сигнализация, транспортные расходы и пр.).

Как ни крути, а многим школам все же не хватает выделяемых средств, поэтому они вынуждены обращаться за спонсорской помощью к родителям учеников либо к различным местным организациям. И дело здесь не в нецелевом использовании бюджетных средств, как думают некоторые мамы и папы (и потом жалуются в вышестоящие инстанции), а в том, что нормативы при подушевом финансировании школ были изначально ориентированы на цены 2010 года. С тех пор индексировались лишь ассигнования на заработные платы персонала, питание учеников и коммунальные расходы. Выплаты по остальным статьям остались неизменными. 

От чего зависит размер финансирования

Размер НПФ определяется приказом Министерства образования и науки России № 1040 от 22 сентября 2015 года. Вот эти параметры влияют на размер ассигнований, полагающихся школам от государства на каждого ученика:

  • вид, к которому относится данное учебное учреждение;
  • обеспечивается ли для педагогов регулярное повышение квалификации и возможность получения допобразования;
  • имеющиеся формы обучения;
  • как в школе обеспечивается охрана здоровья учеников и безопасность их нахождения в образовательной организации, а также охрана труда самих педагогов;
  • наличие в школе условий, необходимых для обучения особенных детей.

Однако итоговая величина выплат, положенных в течение учебного года на одного школьника, в разных субъектах Российской Федерации различается, так как ее утверждают на местном уровне. Возьмем для примера размер ассигнований, выделенный на ученика 5–9-го класса на периферии и в столице. Скажем, в Хабаровском крае эта сумма составляет порядка 25 000 рублей, а в Москве – 140 000 рублей, то есть почти в шесть раз больше. Бюджетные выплаты на ученика начальных классов в Хабаровском крае равны 20 000 рублей, в Калининграде – 33 000 рублей, а в Москве – 125 000 рублей. Отметим, что во всех примерах речь идет об учениках городских школ, поскольку в сельских школах действуют другие нормативы.

Как финансируются малокомплектные школы

Возникает вопрос: а что же делать малокомплектным школам? Ведь они-то не виноваты, что изначально были рассчитаны на минимальное количество учеников, и теперь увеличить его «по щучьему велению» они, конечно, не могут. Если исходить из принципов нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений, то положение небольших школ получается аховым. Чтобы этого избежать, принцип НПФ, образно говоря, не учитывается, когда речь идет о малокомплектных учебных организациях. Они получают фиксированные по размеру ассигнования из бюджета, достаточные для того, чтобы вести образовательную деятельность. При этом сумма не зависит от точного количества учеников. Это принцип применяется и когда речь идет об образовательных организациях в сельской или труднодоступной местности.  

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.