Буквально каких-то 5-7 лет назад можно было вести страничку в социальной сети особо не задумываясь ни о чем. “Лишь бы было красиво”. А это злополучное “красиво” ― понятие исключительно субъективное.
Теперь же всё обстоит иначе. Разрабатываются специальные стратегии продвижения, направленные на увеличение прибыли тем или иным способом. Строятся маркетинговые воронки, по которым ведут обычного читателя и делают из него, потенциального покупателя, реального. Нюанс лишь в том, что работать уловки маркетологов будут только на целевую аудиторию.
Целевая аудитория, как понятие
Прежде, чем приступать к каким-либо манипуляциям, стоит определиться с тем, что же кроется под словосочетанием целевая аудитория (ЦА). Если говорить простыми словами, то это люди, которые удовлетворяют свои потребности за счет вашего продукта/ информации. Неверно определенная целевая аудитория может привести к полному краху всей рекламной кампании.
Условно ЦА можно разделить на три вида:
- По доминантности. Это основной или косвенный потребитель. Стоит делать упор именно на первого, поскольку именно он принимает решение об использовании вашего продукта. Хотя и косвенный может принести немалую прибыль.
Например, при продвижении магазина фермерских продуктов основной аудиторией будут женщины-домохозяйки с детьми, которые занимаются закупками для всей семьи. Косвенной аудиторией ― холостяки, которые активно занимаются в спортзале и придерживаются здорового питания.
- По объему. Узкая или широкая аудитория. Достаточно говорящее определение, поясняющее само себя.
Например, спортсмены ― широкая аудитория, а мастера спорта по плаванию ― узкая.
- По сфере деятельности. Такая ЦА делится по сегменту деятельности бизнеса.
Например, реализация косметологического оборудования ― В2В (бизнес бизнесу), а продажа косметологических услуг ― В2С (бизнес клиенту).
Определение целевой аудитории
После того, как стало понятно, что из себя представляет целевая аудитория, возникает логичный вопрос: как определить свою. Первым делом стоит максимально четко ответить на 5 вопросов:
- Кто клиент? Описание конкретных характеристик.
- Что продаем? Четкое перечисление свойств.
- Где реализуем? Только онлайн, или через розничный магазин.
- Когда совершается покупка? 24/7, перед праздником.
- Почему выбирают именно ваш товар? Перечисление отличительных черт.
Например, при продвижении цветочного магазина ответы будут такими.
- Кто?
- Невесты, занимающиеся подготовкой к свадьбе самостоятельно.
- Event-агентства, которые при подготовке мероприятия оформляют помещения.
- Мужчины, ухаживающие за женщинами.
- Родители выпускников.
- Что?
- Букеты.
- Срезанные цветы.
- Готовые композиции.
- Бутоньерки, браслеты из живых цветов и прочее свадебное оформление.
- Прикорм для срезанных цветов.
- Открытки.
- Комнатные растения в горшках.
- Кашпо.
- Прикорм и удобрения для домашних цветов.
- Где?
- Розничный магазин.
- Страница в Инстаграме.
- Сайт.
- Когда?
- 24/7
- В разгар выпускных в школах и университетах.
- Во время международных и профессиональных праздников.
- Почему?
- Всегда свежая продукция за счет собственной оранжереи.
- Демократичные цены.
- Бесплатная быстрая доставка.
- Наличие экзотических цветов и растений.
- Высокий уровень обслуживания.
После получения максимального количества ответов, можно будет сегментировать целевую аудиторию и составлять портреты типичных представителей. Стоит отметить, что чем больше деталей содержит портрет, тем более “точным будет выстрел” и, как следствие, более успешной рекламная кампания.
В результате первого этапа определения (ответы на 5 вопросов) может получиться такое описание. Женщина заказывает букет через страницу в Инстаграм перед днем учителя из-за доставки.
Для получения полноценного портрета типичного представителя данного сегмента необходимо добавить конкретики. Нужно представить себя на месте этого человека и дополнить описание согласно следующим характеристикам:
- Географическим. Страна/ город/ район проживания.
- Социально-экономическим. Сфера деятельности. Уровень дохода.
- Демографическим. Возраст, пол, семейное положение, наличие детей, национальность, образование.
- Психографическим. Образ жизни, скорость принятия решения, ценности, мечты, страхи, особенности поведения.
В результате второго этапа определения (добавления конкретики согласно характеристикам) может получиться такой портрет. Мать-одиночка 34-ех лет, занимающая руководящую должность, из Красноярска заказывает букет через страницу в Инстаграм накануне дня учителя из-за быстрой доставки.
Поиск целевой аудитории
Разобравшись с тем, что из себя представляет целевая аудитория и как её определить, возникает следующий, далеко немаловажный вопрос. Где найти целевую аудиторию? Инстаграм даёт много возможностей для поиска.
- Реклама у блогеров.
Невозможно вспомнить уже Инстаграм и социальные сети в целом без “лидеров мнения”. В каждой нише от пары десятков до нескольких сотен экспертов постоянно готовы поделиться/ рассказать/ научить. Выбирать представителя нового течения стоит исходя из процента содержания у него вашей активной ЦА, финансовых возможностей и условий договора. Для анализа можно воспользоваться различными сервисами, но, как правило, если блогеру интересно сотрудничество, он самостоятельно предоставит статистику.
- Реклама у селебрити.
По большому счету, та же реклама у блогера, только обращаться к медийным личностям лучше, если вы ― известный бренд. Во-первых, так реклама будет оправдана: странно и смехотворно будет выглядеть промоушен кованых ворот в Якутске при участии, допустим, Малахова, а новый смартфон будет продаваться активнее, потому что “такой же себе купила Бузова”. Во-вторых, бюджет на подобного рода рекламу потребуется в десятки, сотни и тысячи раз больше.
- Таргетированная реклама.
Рекламный кабинет Фейсбука, через который настраивается таргет Инстаграма, настолько детализирован, что можно нацелиться на портрет типичного представителя ЦА с максимальной точностью. Кроме того, есть возможность мониторить реакцию и оперативно вносить изменения в само объявление, чтобы улучшить показатели и сэкономить бюджет. Помимо всего прочего, можно настраивать одновременно несколько кампаний, таким образом увеличивая охват, сохраняя узко нацеленность на ЦА и ее сегментированность.
- Тематические паблики.
Никто же не идет за хлебом в ночной клуб, так и с тематическими страничками. Байкер никогда не подпишется на паблик о беременности, а путешественнику не придет в голову интересоваться аккаунтом про дачный отдых и приготовление заготовок на зиму. Размещая пост в подходящих пабликах можете быть уверены на точное попадание в цель.
- Конкуренты.
Стоит обратить внимание не только на прямых конкурентов, но и косвенных, предлагая более выгодные условия, делая акцент на весомых отличиях.
- Хештеги.
Для русскоязычного Инстаграма не совсем действенная стратегия, но имеет право на существование. Изначально их функционалом была навигация (в англоязычном Инстаграме они так и работают): с их помощью люди ищут необходимые товары/услуги/информацию.
Благодаря российскому менталитету под постом с нижним бельем можно встретить полотно из разношерстных хештегов, как по теме, так и не имеющих никакого отношения к товару, просто потому что они популярны, например, #ятебялюблю#вечерняямосква#этопитердетка.
Резюме
Для определения и поиска целевой аудитории нужно быть немного психологом и понимать, что работа эта не с набором характеристик и цифр, а с реальными людьми, которым нужен ваш продукт. Основная цель заключается в том, чтобы прийти к решению своих коммерческих задач через решение человеческих проблем вашего потребителя.