Найти тему

Как бороться с доначислением НДС

ФНС провела камеральную проверку туроператора «Well Travel». В итоге организация получила акт, где было указано: «доначислен НДС». Руководитель и бухгалтер не согласны с указанной суммой, но не знают, что лучше сделать: доплатить или оспорить решение налоговиков. Поможем им разобраться.

Требование доплатить НДС редко бывает внезапным. Камеральная проверка проходит в несколько этапов. 

Сначала программа автоматически ищет несоответствия между данными в отчетности организации и ее контрагентов. Если такие находятся, их рассматривает специалист. Он может потребовать документы или пригласить руководителя организации и контрагента на беседу в налоговую. За это время можно предоставить нужную информацию и предотвратить доначисление НДС. 

Акт может быть связан с тем, что контрагент не отчитался по сделке, так как не ведет бухгалтерский учет. Или он отчитался с опозданием и уже решает этот вопрос. Это можно узнать только у контрагента. Если уточнять не у кого, а сумма доначисления небольшая — проще доплатить и забыть об этом.

Если сумма значительная, и акт содержит несколько сделок, не торопитесь выжимать последнее из своего бюджета. Решение налоговой можно оспорить

Для этого в течение месяца со дня получения акта нужно составить возражение. Его направляют в вышестоящий налоговый орган одним из способов:

  • через канцелярию подразделения налоговой службы;
  • по почте;
  • в электронном виде через специальную форму или личный кабинет на сайте ФНС.

Единой формы возражения нет, но в нем нужно указать:

  • свои данные; 
  • реквизиты акта налоговой проверки; 
  • в какой именно ФНС подается возражение; 
  • перечень оснований, подтверждающих необоснованность акта;
  • свои требования и предпочитаемый способ получения ответа (почта, электронная почта и т.д.).

В возражении выделяют три условных раздела:

  • Вводный — указать, когда и в отношении кого проводилась проверка;
  • Описательный — перечислить все нарушения, указанные в акте, и аргументированные возражения на них со стороны налогоплательщика;
  • Резолютивный — привести выводы заявителя и оставить просьбу сообщить, когда и где будут рассматривать возражение.

Каждое возражение на обнаруженное нарушение необходимо выделять в отдельный пункт. При этом должны быть ссылки на нормы законодательства, действовавшие на момент проверки. Налогоплательщик может ссылаться на смягчающие обстоятельства – они перечислены в п. 1 ст. 112 НК РФ.

После этого налоговики рассматривают материалы акта и возражения. Представитель организации может участвовать в этом процессе, но это необязательно. Если вышестоящий налоговый орган поддержал коллег, в течение трех месяцев, компания может обратиться в суд с жалобой.

Если вы уверены в своей правоте, не бойтесь оспаривать решения налоговиков. Они часто идут навстречу налогоплательщикам.

Читайте нас на astral.ru