Написание предыдущей статьи (ссылка в конце), натолкнуло меня на мысль - осветить еще одну старую практику церкви: жесткое подавление всяческого собственного мнения или даже просто размышлений о духовных или житейских вопросах. Если ты - не, хотя бы, епископ, то лучше вообще "сиди и молчи" - не высовывайся.
За долгие века от светлого события Рождества Христова, церковь не заметила, как превратилась в государственную надстройку и карательный аппарат, присвоив себе исключительное право на элементарную свободу мысли. Мыслить и диктовать как жить простым верующим - стало исключительной прерогативой высокого священноначалия. Епископы превратились из духовных отцов народа - в неприкасаемую касту, очень и очень далекую от того-самого народа.
Читая про жизнь и быт первых христиан - как-то невольно входишь в диссонанс с тем, что видишь в церкви современной.
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.
Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Гал.5:13-14
Сейчас же вместо той подкупающей евангельской простоты в отношениях между верующими - мы имеем разделение на касты (епископство, священство, миряне) и жесткий закон, состоящий не из нескольких простых слов, а из множества книг с толкованиями. Причем из канонов этих - сделали настоящую неприкосновенную "священную корову", хотя очевидно, что жизнь с веками меняется и актуальность многих канонов попросту утрачивается, появляются новые вызовы. Но где там - у нас все законсервировано, - стабильность во всем....
Возьмет какой-нибудь священник или богослов на себя ответственность, - начнет думать свободно, самостоятельно (в русле Евангелия и Святых Отцов конечно) - тут же налетают на него со всех сторон и давай цитатами да канонами по голове бить.... Еретиком обзовут, а если священник - в запрет на всякий случай отправят.
Примеров множество, просто не все достигают общественной огласки. Из известных можно назвать: священника Георгия Кочеткова, профессора А.И. Осипова. Хоть сам и отношусь к некоторым аспектам его деятельности отрицательно, но из свежих примеров - бывший протоиерей Владимир Головин. Еще на слуху - отец Павел Адельгейм, которого небезызвестный протодиакон Андрей Кураев (его самого, кстати, - тоже можно в пример привести) - назвал «последним свободным священником Московской Патриархии».
Да чего там говорить, я и сам пишу под псевдонимом только по этой же причине. Человек я маленький - съедят, не поморщатся... и никто не узнает.... Единственный действенный инструмент, которого священноначалие хоть как-то боится - это общественное мнение, огласка. Только поэтому того же Кураева - лишь в тихую уволили с преподавательской должности да в монастырь на исправление сослали на время, а не лишили сана, а Осипова вообще не посмели как-то особо трогать - с его народной поддержкой и уважением.
Хотите проверить монополию на мысли в действии? Если вы священнослужитель - скажите с Амвона, а если прихожанин - на каком-нибудь приходском мероприятии, что-то в духе: "Фанар хороший, а патриарх Варфоломей трудится на благо всей церкви!" В РПЦ есть только одна правильная официальная мысль: "Фанар плохой, а Варфоломей разрушает всю церковь!"
Читать статью: "Споры о длительности адских мук" про ситуацию с профессором А.И. Осиповым
Подписывайтесь, оценивайте, делитесь с другими.
Ваш недодиакон