Найти тему

Структура сказки «The Tale of Peter Rabbit»

Оглавление

Всем вредного вечера пятницы!

Вот мы и добрались до анализа сказок Беатрис Поттер и сегодня проанализируем "Сказку о кролике Питере"

Какие компоненты в ней присутствуют? На какие части она разбита?

Исходные данные или введение, которое называет главного героя (или героев) и вводит читателя в курс дела.

В интересующей нас сказке эта информация представлена следующим образом:

Once upon a time there were four little Rabbits, and their names were – Flopsy, Mopsy, Cotton-tail, and Peter. They lived with their Mother in a sand-bank, underneath the root of a very big fir-tree.
Жил да был непослушный крольчонок Питер Пуш. А сестричек его звали Пышка, Плюшка и Пампушка. Все они жили со своей мамой на пригорке, под корнями большой мохнатой ели (здесь и далее представлены переводы М. Гребнева).

Из приведённого примера очевидно, что во вступлении Б. Поттер вводит информацию не только о персонажах сказки, но и о месте и даже условном времени, в которое разворачивается история.

 https://iamchandralynn.com/category/childrens-literature/page/2/
https://iamchandralynn.com/category/childrens-literature/page/2/

Уход одного из членов семьи (в прямом или переносном смысле) Рассмотримвоплощение этой функции в тексте произведения:

Then old Mrs. Rabbit took a basket and her umbrella, and went through the wood to the baker's.
С этими словами миссис Пуш взяла корзину и зонтик и отправилась через лес в булочную.

Отметим, что этот элемент повествования совершается второстепенным персонажем, но требуется произведению для того, чтобы в конце мама-крольчиха смогла выполнить функцию «Наказания».

Запрет

Эта функция строится на прямом или косвенном запрете, обращённом к ключевому персонажу и, в отличие от предыдущей функции, тем не менее, «Запрет» является более очевидной, формирующей сюжет, функцией:

'Now my dears,' said old Mrs. Rabbit one morning, 'you may go into the fields or down the lane, but don't go into Mr. McGregor's garden: your Father had an accident there; he was put in a pie by Mrs. McGregor.'
– Ну, детишки, – сказала однажды утром мама, старушка миссис Пуш, – идите погуляйте куда хотите – в лес, в поле, только не ходите в сад мистера Мак-Грегора. Там с вашим папой случилась большая неприятность: миссис Мак-Грегор запекла его в пирог.

Интересным видится момент, где мама-крольчиха не просто запрещает детям ходить в сад мистера Мак-Грегора, а объясняет почему нельзя так поступать на наглядном примере – с их папой там случилась беда. Обоснование запрета можно наблюдать не во всех сказках, однако именно этот аспект способствует более адекватному восприятию информации. В сказках же, где запрет никак не объясняется, довольно спорной выглядит мотивация следующей функции – «Наказание за ослушание».

 https://allday1.com/index.php?newsid=355403
https://allday1.com/index.php?newsid=355403

Нарушение запрета

Эта функция является в высокой степени нравоучительной, особенно, если было дано обоснование запрета. В нашем примере нарушение запрета повлекло за собой целый ряд событий, которые заставили главного героя пережить целый спектр не совсем приятных эмоций (например, таких как страх за свою жизнь и обида за потерянную одежду и башмачки). Рассмотрим, как нарушение запрета изображено в произведении:

Flopsy, Mopsy, and Cotton-tail, who were good little bunnies, went down the lane to gather blackberries; But Peter, who was very naughty, ran straight away to Mr. McGregor's garden, and squeezed under the gate!
Послушные крольчата – Пышка, Плюшка и Пампушка – пошли в лес собирать ежевику. А непослушный Питер Пуш поскакал в огород мистера Мак-Грегора!

В приведённом выше отрывке наблюдается не просто явное нарушение запрета (мама сказала не ходить в огород мистера Мак-Грегора, а Питер туда пошёл), но и некоторая трансформация роли героя в сказочном понимании этого слова. Вряд ли можно утверждать, что основной отличительной чертой героя классической сказки является непоседливость, что свидетельствует о том, что перед нами не вполне классическая сказка.

Преследование героя

Эта функция в контексте рассматриваемого рассказа является некой формой наказания за непослушание – его начинает преследовать мистер Мак-Грегор. Отметим, что сцена преследования описана в произведении довольно подробно, и рассмотреть все этапы погони в рамках статьи не представляется возможным; поэтому сфокусируемся на самой первой сцене – начале преследования:

Mr. McGregor was on his hands and knees planting out young cabbages, but he jumped up and ran after Peter, waving a rake and calling out, 'Stop thief!'
Стоя на коленях, мистер Мак-Грегор возился с капустой, но, заметив кролика, мигом вскочил и бросился за ним.
– Держи вора! – крикнул он, грозно потрясая граблями.

Важно отметить, что несмотря на тот факт, что в сказке мистер Мак-Грегор предстаёт как антагонист, более детальный анализ показывает, что это не совсем так. Ввиду того, что главный герой произведения является «непослушным», человек, противостоящий герою не может называться антагонистом в полной мере, что в очередной раз рушит структуру классической сказки В. Я. Проппа. Таким образом, можно сделать вывод, что в сказку о «Кролике Питере» постоянно вмешивается Трикстер, переворачивая некоторые законы сказки с ног на голову.

Спасение от преследования

Согласно законам классической сказки, её финал не должен быть плохим: после того, как герой получает свой урок его всегда ждёт спасение. Так и в случае с «Кроликом Роджером»: устав бегать за ним мистер Мак-Грегор оставил эту затею и вернулся к своим обычным делам, что дало возможность кролику убежать из огорода:

Mr. McGregor caught sight of him at the corner, but Peter did not care. He slipped underneath the gate, and was safe at last in the wood outside the garden.
Мистер Мак-Грегор заметил его у калитки слишком поздно: Питер прошмыгнул под ней и скрылся в лесу.

Таким образом, несмотря на чудесное спасение главного персонажа, в лесу он скрылся уже без своих башмачков, новенькой курточки, запуганный и намокший. Классическая сказка, вероятнее всего, на этом и закончилась бы, но в нашем случае мы говорим о сказке эпохи постмодернизма и в ней можно наблюдать ещё один поучительный аспект.

Данная сказка отличается от произведения «Портной из Глостера», где повествование полностью отходит от классических канонов создавая более сложный и, как следствие, более взрослый сюжет. Рассмотрим его структуру подробнее в следующих статьях.