"Я пытаюсь найти новые реальности, дураки называют это импрессионизмом" Клод Дебюсси
Раннее утро. Я останавливаюсь у окна, и, как зачарованный, смотрю на гавань города моего детства, Гавра. Я вижу море в сине-зелых тонах, силуэты рыбацких лодок, а слабо выраженные тени от них подчеркивают глубину моря. Ощущение спокойствия и тишины не покидает меня.
Как раньше я не замечал прозрачно-оранжевый диск солнца, поднимающийся над городом?
Где-то в дали, в серо-голубом тумане, едва заметны силуэты парусных кораблей, кранов на пирсе и дымоходов.
Зритель чувствует, что смотрит в то же окно, что и Клодт Моне, тем весенним утром.
Эта работа была написана из окна отеля в Гавре в 1873 году.Это была одна из девяти работ, которые он показал на первой импрессионистской выставке 1874 года. Впечатление от увиденного художником, дало название этой работе и всему импрессионистскому движению.
Из всех представленных там работ, эта, пожалуй, самая известная картина, причем в большей степени из-за критики. 25 апреля, через десять дней после открытия выставки, в сатирическом журнале Le Charivari появилась статья, в которой критик Луи Леруа описал разговор между двумя посетителями выставки. Один из них был пейзажистом, который, глядя на эту работу, воскликнул: «Впечатление! Я в этом уверен. Я впечатлен, так, что это должно быть впечатление! Какая свобода! Какая простота изготовления! Обои в зачаточном состоянии более закончены, чем этот морской пейзаж!»
Статья была озаглавлена «Выставка импрессионистов» (фр. impressionnisme, от impression — впечатление)
На выставке было представлено новое поколение французских художников – Клодт Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Эдгар Дега и другие. Вскоре сами художники приняли этот титул, импрессионизм утратил свое ироническое значение и стал считаться одним из важнейших художественных движений XIX века. Общее мнение о выставке 1874 года состояло в том, что, если вы «испачкаете три четверти холста черным и белым, потрите остальное желтым, случайно распределите красные и синие пятна, вы получите «впечатление». Одни искусствоведы, менее резкие, но более откровенные в своих работах, сказали: «Они импрессионисты в том смысле, что они передают не пейзаж, а ощущение, производимое пейзажем».
Сен-Маммес (Альфред Сислей) 1885 г.
Импрессионисты восстали против классической тематики, желая создавать произведения, отражающие мир, в котором они жили. Их объединение было направлено на желание показать, каким образом свет может определять момент времени, а цвет обеспечивает определение образа.
Многие художники могут рассказать о том, как свет и цвет влияют на окружающие предметы. Как цвета отражаются друг от друга и смешиваются, чтобы создать внешний вид предмета.
Сначала художник подбирает цвет, смешивая один с другим на палитре, исследуя и примеряя его на пробном холсте и бумаге, удаляя и перерисовывая, добавляя другие цвета, до тех пор, пока цвет не станет нужным, точно соответствующим оттенку, который видит и задумал художник. Это все очень романтично, как будто художник ухаживает за каждым мазком, который хочет увековечить.Он влюбляется в суть того, что привлекло его внимание, а затем работает над тем, чтобы перенести свое ощущение на холст. Это и есть вдохновение, эмоционально-напряженное состояние, которое свойственно художнику, увлеченному своим мастерством.
Импрессионисты подчеркивали практику пленэрной живописи или живописи на улице. Пьер Огюст Ренуар однажды сказал: «Без тюбиков краски не было бы импрессионизма». Новое изобретение 19 века обеспечило свободную возможность носить краски с собой и долгосрочное хранение.
Импрессионисты отвернулись от «изящных» художественных процессов, с прекрасной очерченностью деталей, на которые уходили месяцы и годы художников периода классицизма. Они хотели уловить страсть момента времени, вдохновение внутри себя, увековечивая его в красках, чтобы передать это состояние в окружающее пространство мира.
На портрете актриса Жанна Самари. Ренуар попытался запечатлеть короткий момент встречи с ней. Быстрые мазки и легкая манера рисования передают едва заметные движения внутренних изменений в образе героини, отраженные в ее мягкой полуулыбке и блеске ее влажных глаз. Отражающие аккорды зеленых, голубоватых и золотисто-желтых брызг на розовом, несколько «пенистом» фоне превращают портрет в гимн молодости и очаровательной женственности.
Как же научиться определять импрессионистское искусство?
1. Ищите картины с толстыми мазками и каплями краски, плавающее и изменчивое движение кисти заставит задуматься, успел ли художник закончить картину?
2. Подойдите слишком близко к картине импрессиониста, и она покажется большой непостижимой неразберихой,но сделайте несколько шагов назад, и перед вашими глазами возникнет размытый, но все же образ, передающий настроение.
3. Нет четких очертаний и деталей. Очень свободные мазки кисти лишь предполагают, а не очерчивают предмет, смешивая один цвет с другим, почти не имея без границ между ними.
4. Художники были очарованы мимолетными моментами природы: слиянием тумана и солнечного света, облаков и отражения воды. Эти темы, окрашенные в пестрые брызги обычно ярких цветов, придают картинам мерцающий эффект.
5. Большинство картин - это сцены под открытым небом, на которых изображены реки, железные дороги, фабрики, городские пейзажи, морские пейзажи и пейзажи сельские. Вы заметите, что особое внимание уделяется городской общественной жизни в таких мероприятиях, как отдых на пляже или катание на лодках.
Хотя последняя выставка импрессионистов состоялась в 1886 году, движение остается одним из самых популярных в истории западного искусства. Импрессионизм, который многие считают первым авангардным движением модернистского периода, послужил трамплином для многих художественных движений 20-го века, в том числе для символизма, фовизма и кубизма.