Найти тему
Ольга Акулова

Эстетика и чувственность импрессионизма.

"Я пытаюсь найти новые реальности, дураки называют это импрессионизмом" Клод Дебюсси

Раннее утро. Я останавливаюсь у окна, и, как зачарованный, смотрю на гавань города моего детства, Гавра. Я вижу море в сине-зелых тонах, силуэты рыбацких лодок, а слабо выраженные тени от них подчеркивают глубину моря. Ощущение спокойствия и тишины не покидает меня.

Как раньше я не замечал прозрачно-оранжевый диск солнца, поднимающийся над городом?

Где-то в дали, в серо-голубом тумане, едва заметны силуэты парусных кораблей, кранов на пирсе и дымоходов.

Зритель чувствует, что смотрит в то же окно, что и Клодт Моне, тем весенним утром.

Эта работа была написана из окна отеля в Гавре в 1873 году.Это была одна из девяти работ, которые он показал на первой импрессионистской выставке 1874 года. Впечатление от увиденного художником, дало название этой работе и всему импрессионистскому движению.

Из всех представленных там работ, эта, пожалуй, самая известная картина, причем в большей степени из-за критики. 25 апреля, через десять дней после открытия выставки, в сатирическом журнале Le Charivari появилась статья, в которой критик Луи Леруа описал разговор между двумя посетителями выставки. Один из них был пейзажистом, который, глядя на эту работу, воскликнул: «Впечатление! Я в этом уверен. Я впечатлен, так, что это должно быть впечатление! Какая свобода! Какая простота изготовления! Обои в зачаточном состоянии более закончены, чем этот морской пейзаж!»

Статья была озаглавлена «Выставка импрессионистов» (фр. impressionnisme, от impression — впечатление)

На выставке было представлено новое поколение французских художников – Клодт Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Эдгар Дега и другие. Вскоре сами художники приняли этот титул, импрессионизм утратил свое ироническое значение и стал считаться одним из важнейших художественных движений XIX века. Общее мнение о выставке 1874 года состояло в том, что, если вы «испачкаете три четверти холста черным и белым, потрите остальное желтым, случайно распределите красные и синие пятна, вы получите «впечатление». Одни искусствоведы, менее резкие, но более откровенные в своих работах, сказали: «Они импрессионисты в том смысле, что они передают не пейзаж, а ощущение, производимое пейзажем».

-2

Сен-Маммес (Альфред Сислей) 1885 г.

Импрессионисты восстали против классической тематики, желая создавать произведения, отражающие мир, в котором они жили. Их объединение было направлено на желание показать, каким образом свет может определять момент времени, а цвет обеспечивает определение образа.

Руанский собор» — серия из тридцати картин  Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х годах.
Руанский собор» — серия из тридцати картин Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х годах.
-4

Многие художники могут рассказать о том, как свет и цвет влияют на окружающие предметы. Как цвета отражаются друг от друга и смешиваются, чтобы создать внешний вид предмета.

Сначала художник подбирает цвет, смешивая один с другим на палитре, исследуя и примеряя его на пробном холсте и бумаге, удаляя и перерисовывая, добавляя другие цвета, до тех пор, пока цвет не станет нужным, точно соответствующим оттенку, который видит и задумал художник. Это все очень романтично, как будто художник ухаживает за каждым мазком, который хочет увековечить.Он влюбляется в суть того, что привлекло его внимание, а затем работает над тем, чтобы перенести свое ощущение на холст. Это и есть вдохновение, эмоционально-напряженное состояние, которое свойственно художнику, увлеченному своим мастерством.

Мост Ватерлоо. Клод Моне 1901 г.
Мост Ватерлоо. Клод Моне 1901 г.

Импрессионисты подчеркивали практику пленэрной живописи или живописи на улице. Пьер Огюст Ренуар однажды сказал: «Без тюбиков краски не было бы импрессионизма». Новое изобретение 19 века обеспечило свободную возможность носить краски с собой и долгосрочное хранение.

Камиль Писарро. Бульвар Монмартр в Париже.
Камиль Писарро. Бульвар Монмартр в Париже.

Импрессионисты отвернулись от «изящных» художественных процессов, с прекрасной очерченностью деталей, на которые уходили месяцы и годы художников периода классицизма. Они хотели уловить страсть момента времени, вдохновение внутри себя, увековечивая его в красках, чтобы передать это состояние в окружающее пространство мира.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.
Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.

На портрете актриса Жанна Самари. Ренуар попытался запечатлеть короткий момент встречи с ней. Быстрые мазки и легкая манера рисования передают едва заметные движения внутренних изменений в образе героини, отраженные в ее мягкой полуулыбке и блеске ее влажных глаз. Отражающие аккорды зеленых, голубоватых и золотисто-желтых брызг на розовом, несколько «пенистом» фоне превращают портрет в гимн молодости и очаровательной женственности.

Как же научиться определять импрессионистское искусство?

1. Ищите картины с толстыми мазками и каплями краски, плавающее и изменчивое движение кисти заставит задуматься, успел ли художник закончить картину?

Клод Моне. Женщина с зонтиком.
Клод Моне. Женщина с зонтиком.

2. Подойдите слишком близко к картине импрессиониста, и она покажется большой непостижимой неразберихой,но сделайте несколько шагов назад, и перед вашими глазами возникнет размытый, но все же образ, передающий настроение.

Камиль Писарро. Бульвар Монмартр ночью.
Камиль Писарро. Бульвар Монмартр ночью.

3. Нет четких очертаний и деталей. Очень свободные мазки кисти лишь предполагают, а не очерчивают предмет, смешивая один цвет с другим, почти не имея без границ между ними.

Эдгар Дега. Звезда -танцовщица на сцене.
Эдгар Дега. Звезда -танцовщица на сцене.

4. Художники были очарованы мимолетными моментами природы: слиянием тумана и солнечного света, облаков и отражения воды. Эти темы, окрашенные в пестрые брызги обычно ярких цветов, придают картинам мерцающий эффект.

Клод Моне. Сан-Джоржио Маджиоре.
Клод Моне. Сан-Джоржио Маджиоре.
Камиль Писааро. Вида Парижа.
Камиль Писааро. Вида Парижа.

5. Большинство картин - это сцены под открытым небом, на которых изображены реки, железные дороги, фабрики, городские пейзажи, морские пейзажи и пейзажи сельские. Вы заметите, что особое внимание уделяется городской общественной жизни в таких мероприятиях, как отдых на пляже или катание на лодках.

Клод Моне. Регата в Сегт-Адрессе.
Клод Моне. Регата в Сегт-Адрессе.

Хотя последняя выставка импрессионистов состоялась в 1886 году, движение остается одним из самых популярных в истории западного искусства. Импрессионизм, который многие считают первым авангардным движением модернистского периода, послужил трамплином для многих художественных движений 20-го века, в том числе для символизма, фовизма и кубизма.