И у признанных мастеров, и у новичков-художников могут появиться откровенно неудачные работы. Но разве эти старания недостойны зрителя? Произведениям, «слишком плохим, чтобы быть проигнорированными», есть место в Museum of Bad Art — частном Музее Неудачного искусства (США).
Его цель — отметить труды художников, не оцененные ни в какой иной галерее. В постоянной коллекции музея уже более 500 экспонатов. Они выставляются в отделениях в Дедеме, Сомервилле и Бруклайне. Нередки и выездные выставки.
Необычный музей был основан в 1994 году антикваром Скоттом Уилсоном и его друзьями. Его задумывали, как единственную галерею, посвященную «экспонированию худшего». «Мы делаем это, чтобы отпраздновать право художника на неудачу» — говорит соучредитель Мэри Джексон.
Музей начался с «Люси в поле с цветами», торчащей из мусорного бачка в Бостоне. Скотт Уилсон не только приютил картину, но призвал своих друзей последовать его примеру. Неудачных работ было собрано так много, что решили организовать приемы, посвященные их показу. Желающих посмотреть на неудачное искусство были сотни — коллекционерам даже пришла идея выпускать диски с «виртуальным музеем».
Затем собрание перевезли в подвал любительского театра Дедема. Проводили весьма необычные выставки — в лесу, автомойке, местных СПА. Экспонаты выставлялись в Нью-Йорке, Вирджинии, Оттаве.
С 2008 года названия к картинам придумывают посетители. Самые известные произведения музея:
- «Люси в поле с цветами»;
- «Жонглирующая собака в юбке из травы»;
- «Джордж на ночном горшке воскресным днем».
Исследователи неудавшихся работ даже отмечают их общие черты:
- Художники не могут правильно изобразить руки и ноги, поэтому скрывают их под невообразимой одеждой и обувью.
- У авторов явные сложности с рисованием носа — он обводится такое количество раз, что картина становится трехмерной.
- Ощущение, что работа написана с закрытыми глазами.
- Художники тщетно пытаются спасти произведение смешанными техниками — в отчаянии маскируют его блестками, волосами и перьями.
- На рисунках крайне странно применена перспектива.
- Авторы почему-то считают, что неудавшуюся работу можно оживить добавлением в сюжет животных.
Отбор произведений в коллекцию крайне жесткий: 9 работ из 10 не проходят его по причине, что «недостаточно плохи». Важный критерий — картина не должна быть скучной. В галерее всегда царит веселая, непринужденная обстановка, слышен смех и крики удивления.
Музей выставляет работы, соответствующие только его представлениям о «неудачности». Не принимает детские рисунки, фабричные изделия, туристические сувениры. Отказывает авторам копий, подделок и художникам, намеренно создающим «плохие картины».