Найти тему

Демократия и национальная борьба армян

Новый виток национально-освободительного движения в армянстве произошёл в середине XVII века, когда армянам удалось оправиться от ужасных последствий падения Киликии, приведших к социальному упадку армянских земель. Однако отныне движение вновь набирает обороты, появляются философы и выстраиваются новые идеи, соответствующие духу времени.

В середине XVII века армянское движение стало зарождаться не зря. В это время на арену выходит новый слой армянских купцов и буржуа, которые были способны на свои средства спонсировать церковь, образование и представлять Армению на внешнем уровне. То, что раньше было прерогативой феодалов, которых просто не осталось: они все были либо истреблены, либо стали служащими захватчиков, лишившись статуса. Торговый капитал начинал рֆсти.

В это время появляется весьма влиятельная армянская община в Индии. В 1688 году Ост-Индская компания предоставила армянским купцам ряд льгот и возможность перевозить товары на английских кораблях: армяне были важны, как продвигатели торговли в регионе. Тут и зарождается армянская община Мадраса, откуда вышел её ярчайший представитель - философ Шахамир Шахамирян. Сам он из обычного купца стал вскоре владельцем огромных плантаций, имея при себе десятки миллионов франков.

Именно Шахамирян и его кружок начали формировать новую армянскую идеологию. В XVIII веке вопрос возрождения Армении встал острее, на фоне борьбы Арцаха и Капана против персов и османов. Также ухудшилось положение армян в Индии: английский парламент отменил льготы, и Ост-Индская компания стала активно расширяться, выдавливая армянский капитал. Это доказывало, что опора армянского народа может быть только на своей родине.

Шахамирян был вдохновлен американским освободительным движением и революцией в Англии. Потому идея национально-освободительной борьбы армян была неразрывно связана с идеями о демократическом управлении. Армянская борьба вкладывалась в мировой контекст, а право на армянское восстание проистекало из естественных и божественных законов. То есть, по Шахамиряну, армяне должны бороться не просто против османо-персидского владычества, но и против любого рода эксплуатации и рабства как такового.

Важнейшей ценностью объявлялась свобода. А для её реализации нужно избавиться от монархии, как таковой. В этом плане Арцах, как последний островок армянской государственности, воспринимался как начальная точка. Ведь в Арцахских меликствах существовал своего рода республиканский строй, по крайней мере, "республикой" Арцах называли европейские авторы того времени. Управлялся Арцах советом, в котором участвовали мелики всех княжеств, юзбаши(военачальники) и католикос, вопросы решались коллегиально.

Модель арцахской государственности была близка к реализации республиканско-демократического строя. По мыслям Шахамиряна, Арцах начнёт борьбу за независимость, в которой ему помогут два возможных союзника - Грузия или Россия.

Тут, однако, Шахамирян поступает двойственно. С одной стороны, он пишет, что армяно-грузинский союз может быть возможен только тогда, когда в Грузии будет свергнут крепостной строй и она также пойдёт по пути реализации правового государства. Однако в случае России такой ремарки не было, а ведь Россия тогда и вовсе была не только крепостным государством, но и империей. Всё-таки Шахамирян рассчитывал на христианскую помощь русского соратника, однако никоим образом это не должно было оспаривать суверенитет Армении.

Ведь российские войска из Армении, по Шахамиряну, должны будут уйти через 20 лет после совместной борьбы. Это, кстати, развенчание мифа о том, что армяне изначально хотели быть в составе Российской империи. Скорее, здесь надо было также применить грузинский случай: реальный союз Армении и России возможен был бы только при аналогичных демократических стремлениях в России, ведь, как известно, ни о какой независимой Армении речи так и не пошло и даже некоторые автономные начала были упразднены при новом витке консервативной реакции в Российской империи. Может это определяет и нынешнее положение армяно-российских отношений?

В любом случае, очевидно, что армянская освободительная борьба в любой форме, хоть тогда, хоть ныне за свободу Арцаха, неразрывно связана с идеей демократии и не сможет реализоваться при отсутствии такого строя в Армении. А это уже возможный ответ на вопрос, почему Армения сейчас находится в тяжёлом положении, а Армянский вопрос так и не разрешён в пользу автохтонов.

Артур Акопян
ИАПС Антитопор