Выставка с таким названием состоялась во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. Её автор заслуженный художник Республики Башкортостан, член-корреспондент Российской академии художеств Валентина Георгиевна Кузнецова. В экспозиции были представлены скульптурные произведения, выполненные в керамике, и графический цикл сельская жизнь.
Воскресенское - русское село на юге Урала в Башкирии, где родилась Валентина Кузнецова, где проходило её детство и воспитывалась душа. Башкиры, русские, татары, люди других национальностей, жившие здесь, любили родную землю, гордились богатой трехсотлетней историей села, связанные с деятельностью известного в России рода Пашковых, с именами Емельяна Пугачёва, Салавата Юлаева, горнозаводчиков Ивана Мясникова и братьев Твердышевых их и выдающегося хирурга Эргарда Корлейса.
Определяющую роль в жизни Валентины Кузнецовой сыграло то обстоятельство, что в Воскресенском в годы Великой Отечественной войны - с 1941 по 1943 - находилась Московская средняя художественная школа, эвакуированная из столицы. Педагоги известные советские художники, такие как М. В. Добросердов, В. В. Почиталов, Г. С. Шегаль- и ученики школы навсегда изменили культурный ландшафт села.
Долгие годы после эвакуации Башкирия жила в их сердцах.По их инициативе в Воскресенском в 1971 году была открыта картинная галерея, в её коллекцию вошли произведения бывших воспитанников МСХШ.
Валентина с ранних лет наблюдала в окрестностях села за людьми с этюдниками. они вызывали неодолимый интерес. Один из них Валентин Захарович Пурыгин, заслуженный художник России,заметив интерес девочки, вручил ей краски, преподал первые уроки. Судьба её была решена.
Она училась видеть мир другими глазами. Потом была учёба в уфимском училище искусств на отделении живописи, затем на факультете теории и истории искусств в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде. Но Кузнецова стала художником керамистом.
Первые опыты с необъяснимо влекущим её материалом она провела в своём селе. Накопала на берегу реки глины, вылепила фигурки и обожгла в деревенской печи.Глина попала в верные руки и сразу оказалась послушной. В поисках наиболее подходящей техники Валентина обратилась самому древнему способу лепки - ленточной керамике.
Полые скульптурные формы, достигающие иногда метра в высоту, она буквально выращивает снизу вверх с помощью тонких жгутов. Но прежде образ должен родиться в мыслях автора, быть четко увиденным внутренним взором в пропорциях, пластики, движениях.
Валентина Кузнецова убеждена, что её село лучшее место на Земле. Там сложились эстетические и этические представления, мировосприятие художницы, составляющие суть её произведений.
В них она рассказывает о том, что любит и знает; персонажи, образы, сюжеты происходят из её детства. С 1977 года она участвует в выставках и передаёт через своё творчество накопленную любовь. Посыл её так искренен и силён, что никого не оставляет равнодушным. Раз увиденные, работы художницы остаются с человеком навсегда.
Биографичность творчества Кузнецовой простирается дальше семейной темы. Вокруг названных сцен будто протекает жизнь родного села. "Габдулла Ага с внуком", а неподалеку и "Зайтуна апа с внуком". сельские сюжеты окрашены улыбкой, и легкой грустью воспоминаний: "Девочка с птицей", "Гуси, мои гуси...", "Соседка с козой", "Клавдия чистит картошку".
Впечатление от керамических скульптур в экспозиции дополняют графические работы, выполненные в смешанной технике - бумага, тушь, перо, акварель. В них известные нам герои помещены в природную среду села. Эти листы привлекают легкостью руки и непринужденностью композиций.
В работе с глиной и фаянсом Валентина Кузнецова обладает только ей присущей творческой манерой. Сочетание наивности и глубокое понимание народной скульптуры, великолепное чувствование свойств и возможностей материала. Самостоятельно овладевшая техникой керамики, Валентина Георгиевна позволяет себе забыть правила реалистической школы, позволяет себе с верой ребенка отдаться чутью художника, преобразуя по своим законам реальной формы в формы искусства.
Пластическая выразительность её произведений передаёт тончайшие душевное состояние персонажей, вызывающие у зрителей ответные чувства. Роспись работ, выполненные ангобами, свидетельствует о живописном даре художницы.
Выставка "Светлое Воскресенское" серьёзная веха не только в творческой биографии Кузнецовой. Это большой праздник села. Выставка, имевшая большой успех,была всесторонне освещена в прессе, на радио и телевидении. После этого последовали приглашения показать её в других городах...
Вот такие вот таланты дарит нам Башкирия, которые могут через свои работы нести большой смысл и заставлять людей задуматься о бытие.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и просвещайтесь вместе с нами.