Ученые провели исследования с целью проверить взаимосвязь между различными видами синестезии и вовлеченностью синестетов в искусство, творчество и визуальные способности.
Синестезия - это разнообразное явление, при котором обычные стимулы, такие как цифры, музыка или дни недели (называемые индуктором), вызывают необыкновенные ощущения, такие как визуализации цвета, вкусы или пространственные представления (называемые параллельными). Поскольку есть много известных художников, которые также являются синестетами, предполагается, что данная особенность приносит пользу творчеству.
Творчество можно разделить на конвергентную и дивергентную деятельность. Дивергентное мышление определяется как способность генерировать много новых и адаптивных идей или продуктов. Конвергентный способ мыслить характеризуется поиском единственно правильного решения проблемы. Высокий уровень креативности связан с более широкой, гибкой и разветвленной семантической сетью и с более высокой степенью умственных образов и визуально-пространственных способностей. Высокие различия в вербальном изложении также связаны с более высокой производительностью рабочей памяти. В целом, синестетические возможности обеспечивают более широкую семантическую сеть за счет автоматического распространения активаций и богатого опыта.
Синестезия - преимущество в творческом мире?
Имеются предположения, что синестеты превосходят обычных людей по способностям, связанным с творчеством, таким как визуально-пространственные задачи. Люди типа локализации последовательностей (данный тип видит числовые последовательности в виде точек в пространстве) показали более высокую производительность в визуальных и визуально-пространственных задачах восприятия и рабочей памяти. Группа грамматического и звукового цвета (видят связи букв, звуков и цвета), показали более яркие изображения.
Были протестированы 20 человек графемно-цветового типа, 18 типа цветового слуха, 19 графемно-цветового и звукового типа, 20 локализации последовательностей и такое же количество людей, не обладающих синестезией, но соответствующих по возрасту, полу и уровню образования. Была проведена оценка количества художественных профессий, вовлеченности в искусство, выполнения психометрических тестов дивергентного и конвергентного творческого потенциала, а также визуальных и визуально-пространственных способностей.
Результаты показывают, что художников и людей творческих профессий больше среди синестетиков, особенно звукового типа. Тип цветового слуха также показал большую вовлеченность в креативную деятельность в целом, в то время как тип локализации последовательностей показали успехи в визуальной деятельности.
Только графемно-цветовая и звуковая группа показала значительно больше творческих способностей по сравнению с другими участниками исследования. Кроме того, люди с расширенным восприятием имеют лучшие показатели в визуально-пространственных способностях, которые коррелируют с дивергентной креативностью. Возможно, более высокая вовлеченность синестетов в искусство не обязательно отражается на их основных творческих способностях.
Что касается художественного самовыражения, то исследования показали более высокое количество синестетов среди студентов, изучающих искусство. Домино (1989) взял интервью у 358 студентов факультетов художественных вузов и обнаружил, что 23% сообщили о наличии отклонений (в соответствии с категорией, определенной в анкете, разработанной Джонсом 1976).
Были обнаружены следующие результаты в выборке из 82 синестетов различных типов и 119 человек из контрольной группы относительно профессий и времени, которое они потратили на создание визуального искусства или воспроизведение музыки. Люди с особенностями с большей вероятностью занимались творчеством и производили значительно больше произведений искусства, но они не играли больше музыки, чем остальные участники эксперимента. В другом исследовании, которое включало 63 синестета различных типов, 9% были художниками-профессионалами и 68% - активными деятелями искусства. 78% указали, что их особенность восприятия помогла им в их творческой деятельности. В целом, эти исследования показывают, что синестеты больше вовлечены в творчество и искусство и чаще заняты в профессиях, связанных с творчеством.
Особенность восприятия - еще не значит талант
Однако в предыдущих исследованиях не проводилось различия между видами синестезии, хотя известно, что виды различаются по когнитивному стилю и способам творчества.
В целом, как теория, так и исследования предполагают, что различные виды особенностей восприятия связаны с различными творческими способностями. Было проведено исследование, где систематически сравнивались четыре вида синестезии с соответствующими группами участников контроля в самостоятельном искусстве, различной вербальной и фигурной продуктивности, визуально-пространственных способностях и связанных с ними когнитивных функциях.
Хотя, на самом деле, среди студентов, учащиеся в художественных вузах, распространенность синестезии выше, и такие люди чаще всего встречаются в творческих профессиях или видах деятельности, групповые исследования не нашли последовательного преимущества в психометрических тестах среди людей с данной особенностью восприятия.
Результаты подтверждают, что вовлеченность синестетов в искусство не находит конкретного отражения в различных творческих способностях. Они также указывают на то, что люди с разными типами синестезии имеют разные когнитивные способности. Поэтому важно проводить различие между различными видами синестезии.
И последнее, но не менее важное: результаты показывают, что визуально-пространственные способности поддерживают дивергентную креативность, но лишь в ограниченной степени, и это относится как к синестетам, так и к несинестетам.
Ученые предполагают, что дальнейшие исследования должны найти соотношение между различными вариантами синестезии и конкретными видами творчества, такими как, например, художественное творчество, затрагивая разные части мозга.