Найти тему
Apeiron Music

Классика трип-хопа: второй альбом легендарных Portishead

Всего 22 года назад, легендарная группа Портисхед выпустила свой второй одноименный альбом. Так как, я в это время был еще маленьким второклассником, слушающим Продиджи и Скутер вперемешку с Отпетыми Мошенниками (песня со словами «…вперед, движение назад…» тогда казалась невероятным нарушением всех установленных обществом правил – красную плесень и сектор газа я не слушал), эту пластинку я открыл для себя только в 2007 году, когда закончил школу и поступал в университет. В то же время поклонники очень ждали этот альбом и, поговаривают

что эта работа вызывала немало споров и разногласий внутри группы, ибо одни участники стремились к удержанию своего стиля, другими двигали очень серьезные карьерные амбиции.

Тем не менее, помимо всех этих исторических анекдотов, второй альбом бристольцев, несомненно являлся творческим прорывом для группы. Сколько пресса не упрекала данную работу в том, что на ней нет хитов, каждая композиция, по-моему мнению (да и не только моему), является проработанным и новаторским шедевром.

Джефф Бэрроу вернулся к ударным, и их звучание на альбоме прямо-таки отдает мрачностью. История говорит о том, что различные музыканты Портисхеда в то время испытывали гораздо больше, чем просто симпатии к работе Сержа Генсбура и Эннио Морриконе. Это, несомненно, объясняет, почему весь альбом может оказаться клаустрофобным и дымчатым вестерном, просторные пространства которого похоже на фильм «Сансет бульвар».

Джефф Бэрроу
Джефф Бэрроу

Но Portishead останется прежде всего тем альбомом, где голос «вечно тоскливой» Бет Гиббонс зарекомендовал себя как самый универсальный. Заставляя его пройти через невероятные амплитуды и столько же технических подвигов, она заходит так далеко, что эти правила и изменять свой тембр. Все это, очень контрастирует на фоне знаменитой «Gory Box», замкнутой в четырех стенах.

То как она произносит (по-английски, конечно) «Тихо шепчи, когда сердце хочет закричать» уже является стихотворением. Не говоря уже о нежной силе, с которой она исследует все нюансы своей хрупкости на великолепном «Undenied», «Humming» и «Only You». Её уникальная способность петь, а затем шептать определенные отрывки текста, достойны самого великолепного джаз альбома.

Еще более удивительно, как она украшает себя очень соблазнительной хитростью в том же «Elysium», где она берет на себя всю ответственность, даже если это означает удаление всего остального саунда на задний план.

Бэт Гиббонс
Бэт Гиббонс

В Портисхеде Бэт всегда была ответственна за тексты песен. Некоторые неоднократно упрекали ее в «мономонаниакальном» тупике в ностальгии по ушедшей эпохе, в блюзе души и во всем, что порождает депрессию. Со своей стороны, я бы сказал, что на этой записи (на всех остальных тоже, но еще больше на этой) Бет Гиббонс поет, как никогда – эти толчки тембра и эмоции просто невероятны. Ее благородство в том, что она носит в себе гимн о сущности и тьме во все времена года. Это одиночество, которое априорно живет с нами. Другими словами, Бет Гиббонс является неопровержимым доказательством того, что некоторые алмазы не подвергаются разрушительному воздействию времени.

Следует особо отметить то, насколько прекрасны их живые выступления. Нет ни одного лайва Портисхедов, которое я бы смотрел без удовольствия. Хотя многие считают, что трилогия группы – является «прикроватной» (грубо говоря для плача в подушку), я считаю это не так.

Портисхед – это напоминание об одиночестве, темный вестерн в ночи из плохих предзнаменований. Кто бы что не говорил, я считаю, что тоска и грусть – неотъемлемая часть существа любого человека и, когда принимаешь ее, осознаешь и понимаешь всю красоту, которая лежит в нашей «темной стороне»