Мы можем многому чему научиться у датчан. Датский бренд VOLA, гордится своими скандинавскими принципами простоты, устойчивости и человечности в дизайне и ставит своей задачей преподавать эти уроки всему миру.
«В то же время у архитектора должна быть способность воображать и творить, то эта та способность, которую иногда называют фантазией, а иногда мечтой».
- ЙорнУцон, Утцон Центр
Для VOLA увлечение Утцоном заключается в способности архитектора сочетать художественные влияния и культурный опыт в удивительно простой и рациональный дизайн. VOLA следует за ним в этом стремлении и на собственном примере, объединяет пять десятилетий дизайна, начавшегося с оригинальной формы Арне Якобсена, и неся вес датских ценностей наряду с неискаженным стремлением к простоте в каждом продукте.
Когда Утцон представил свой проект на конкурс в Сиднейском оперном театре в 1957 году, он был молодым неизвестным архитектором из Хелленбека. Было рискованно с его стороны проявить такую амбициозную, органичную и скульптурную форму, но он победил. Здание стало символом Сиднея, международного флага датского дизайна, а Утцон сегодня до их пор известен во всем мире.
Сцепление раковин, выполненных из ребристого бетона, облицованных керамической плиткой и плавающих над ступенчатой платформой, является чистым выражением объединенного опыта Утцона.
Его интерес к природным формам, культурам всего мира, бескомпромиссный подход, который выдвинул инженерию до предела, и датские ценности гармонизации людей с архитектурой — все это в Сиднейском оперном театре.
Несмотря на различие в функциях и расположениях, каждый из его проектов неизбежно связан с природой. Архитектура Сиднейского оперного театра описывается формами крыльев птиц, ракушек, грецких орехов и пальм — метафора, с которыми Утцон играл, чтобы создать значимые пространства, связанные с друг другом.
«Когда он смотрел на природу, то видел сложность и красоту, но также видел рациональность, и это то, что он перевел в свою собственную архитектуру».
- Лассе Андерссон, креативный директор Utzon Center
Представленный Лассе Андерссоном, страстным творческим директором Центра Утцона в Ольборге, фильм использует примеры работы Утцона, чтобы рассказать историю его философии. Из эпической красоты Сиднейского оперного театра, VOLA затем посещает Кан Лис на Майорке, уютный дом, разработанный для жены Утцона Лис. Вскоре еще посетили дом, где редко встречается с другом в Великобритании Ahm House, разработанный для Povl Ahm, инженера-строителя Утцона, встретившегося по проекту Сиднейского оперного театра.
Любопытство Утцона к окружающей среде привело его к тому, что разъезжая по миру, он искал исторические структуры и методы строительства — посещал перуанскую архитектуру инков и китайские пагоды, а потом использовал эти идеи в своей работе. Ступенчатая платформа Сиднейского оперного театра напоминает храмы на платформе Юкатана в Мексике, куда он путешествовал со своей семьей.
Это можно увидеть и в Кан Лисе:
«При входе вы почувствуете, что находитесь в древних руинах, но в то же время существует современная простота»,
- говорит Андерссон, творческий директор Utzon Center.
Сиднейский оперный театр выглядит так, как будто он вырезан из самого моря, Can Lis выглядит так, как был вырезан из скал, на которых он стоит. В Кан Лис, Утцон хотел, чтобы его «дом для семейной жизни» на Майорке был «искусным выражением, помещающим человека на край пейзажа».
Другим домом, неотделимым от его контекста, является дом Ахма в Бакингемшире, недавно отреставрированный архитекторами Коппин Докрей, который считается одним из первых современных домов 20-го века. В то время Утцон рисовал из палитры, материалы Сиднейского оперного театра, с открытой бетонной структурой, светлыми помещениями, открытой планировки и напольными плитками в форме раковин. Деревянные панели в теплых тонах и кирпичи из местных источников соединяют дом, с его местным контекстом. Остекление от пола до потолка раскрывает полную картину природы снаружи.
Четкость Утцона в его философии, которая отражала уникальный опыт архитектуры и ее связь со временем, природой и окружающей средой, была бескомпромиссной. Размещение органической 60-метровой кровли на набережной мыса Беннелонг в то время казалось странным, но именно этот подход создал новые стандарты и возможности архитектуры.
«Он не позволил бы своему видению омрачить практическими вещами, поэтому у нас сегодня только 5% его зданий»,
- говорит Андерссон из решительного архитектора.
Стремление к благополучию должно быть основополагающим для всей архитектуры, если мы хотим достичь гармонии между пространствами, и действиями, которые будут предприняты в них. Это довольно просто и разумно.
- ЙорнУцон, Утцон Центр
Ценности Утцона, выраженные в его временных работах по архитектуре, привели к бесконечно позитивному влиянию на человеческий опыт — ценность, к которому VOLA стремится благодаря своей неустанной ориентации на долговечность, устойчивость и простоту.
Благополучие было конечной целью архитектуры Утцона:
"Стремление к благополучию должно быть основополагающим для всей архитектуры, если мы хотим достичь гармонии между пространствами, которое же и создаем действиями, и в них же будут предприниматься. Это довольно просто и разумно"
- сказал Утцон.