Правительства часто зависят от сотрудничества граждан с государством в выполнении основных функций, включая извлечение доходов, национальную оборону и сохранение общественного порядка. Вместо того, чтобы нести расходы по всеобщему налогообложению и обеспечению соблюдения налоговых обязательств, государства исходят из того, что многие граждане будут честно отчитываться о своих доходах. Чтобы избежать расходов на организацию и администрирование призыва на военную службу, государственные грузы часто используют добровольные армии. Вместо того чтобы постоянно следить за каждым человеком, государства полагаются на граждан, которые подчиняются закону и поддерживают общественный порядок, даже когда возможность наказания со стороны государства является отдаленной.
Многие исследования показывают, что Страны, полагающиеся на сотрудничество в налогообложении, призыве и мониторинге своих граждан, имеют значительные преимущества перед конкурентами. Вместе с тем консенсус в отношении конкретных детерминантов такого сотрудничества является менее выраженным.
- Когда граждане с большей вероятностью будут сотрудничать с государством?
- В какой степени сотрудничество зависит от стимулов, предоставляемых государственными органами, и от более широкой институциональной среды?
Решение гражданина сообщить полиции о преступлениях, свидетелем которых он стал или испытал, является критическим моментом в процессе уголовного судопроизводства. Как отмечает американский экономист Тайлер, "преступность и проблемы общественных беспорядков трудно решить без активного участия местных жителей" . В отсутствие такого участия государства часто вынуждены прибегать к более ресурсоемким стратегиям активного правоприменения и наблюдения. Тем не менее межстрановые исследования преступности свидетельствуют о широко распространенном отказе граждан сотрудничать с полицией.
До половины всех преступлений в промышленно развитых странах остаются незарегистрированными, причем во многих развивающихся странах этот показатель предположительно выше. Помимо воздействия на повседневное благосостояние, неспособность обеспечить элементарный правопорядок может подорвать экономическую активность и поднять вопросы о качестве управления, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода.
Исследования показали...
Исследования проводились в двух постсоветских государствах, России и Грузии, которые имеют ряд общих институциональных особенностей, но имеют различную историю реформы полиции и культуры отчетности. В России население по-прежнему опасается полиции, которая ведет себя агрессивно по отношению к гражданам, которых она призвана защищать, в то время как в Грузии широко распространено одобрение полиции, подвергшейся глубоким реформам в середине 2000-х годов. В то же время, различные наблюдательные исследования показывают, что грузины, как правило, реже сообщают о преступлениях в полицию, чем граждане других посткоммунистических стран, включая Россию.
В обеих странах ключевым определяющим фактором сотрудничества граждан с полицией является серьезность преступления. В отличие от этого, инструменты, находящиеся под непосредственным контролем государства, как правило, оказывают незначительное влияние на заявленную готовность сообщать о преступлениях в полицию. Единственным исключением из этого общего вывода является то, что граждане как в России, так и в Грузии, как представляется, гораздо чаще сообщают о преступлениях, когда им гарантируется анонимность - механизм, который в принципе доступен государственным органам.
Исследуя эксперименты, проведенные в России в декабре 2012 года и в Грузии в июне 2013 года, вырисовывается следующая картина. Степень тяжести преступления имеет большое значение для того, решат ли граждане сотрудничать с полицией как в России, так и в Грузии, равно как и анонимность заявлений. И наоборот, личность преступника играет относительно небольшую роль. Другие факторы, обсуждавшиеся в неэкспериментальной литературе - материальное вознаграждение, восприятие гражданской службы и альтернативные издержки времени - в целом мало что значат, хотя грузины, как представляется, воздерживаются от сотрудничества с полицией, когда им предлагают денежное вознаграждение. Наконец, мы видим мало существенных различий между Россией и Грузией в оценочных результатах наших действий, несмотря на значительно больший прогресс Грузии в реформировании полиции. Действительно, россияне, как представляется, чаще обращаются в полицию с заявлениями о преступлениях, что согласуется с результатами предыдущих опросов потерпевших.
Однако самое поразительное - это то, что не имеет значения для заявленной готовности отдельных лиц сообщать о преступлениях. Среди различных факторов, как правило, именно те, которыми государство может манипулировать, чтобы побудить государство к большему материальному вознаграждению, обращению к гражданскому долгу или времени, необходимому для сообщения о преступлении, показывают наименьший эффект (с оговоркой, что денежные вознаграждения, как представляется, сдерживают подачу сообщений среди грузинских респондентов).
Как итог...
Эти экспериментальные данные, согласно которым грузины, как правило, реже, чем россияне, сообщают о преступлениях в полицию, подкрепляют главный урок, извлеченный из изучения сотрудничества с государством в таких областях, как налогообложение и воинская повинность.
Сотрудничество с государством нелегко обеспечить, оно, скорее, является результатом медленно развивающегося общественного договора между гражданами и государством - процесса, все еще действующего в подавляющем большинстве стран мира, включая Россию и Грузию. Даже там, где всеобъемлющая институциональная реформа возможна, как в случае с грузинской полицией, не следует ожидать, что поведение граждан быстро адаптируется.