Ландшафтная археология представляет собой смесь, по крайней мере, двух направлений, вытекающих из неоднозначного определения термина "ландшафт" в участвующих дисциплинах: одно направление рассматривает ландшафт как физическое лицо, открытое для вмешательства человека, а другое — как ландшафт в плане его социальной и культурной конструктивности.
Выступления на 1-й и 2-й конференциях по ландшафтной археологии в Амстердаме и Берлине были посвящены, в частности, первому направлению. Исследования второго направления и дискуссии об интеграции обоих направлений редки.
Тем не менее, на 2-й ЛАК 2012 в Берлине прошла сессия по теоретическим концепциям в ландшафтной археологии, на которой поднимались вопросы такого перекошенного внимания к теме и функционировала как платформа для обсуждения различных дисциплинарных концепций и точек доступа в ландшафтной археологии.
На 3-м ЛАК 2014 года в Риме мы намеревались провести три мероприятия:
- Провести перекрестный анализ хода теоретической дискуссии;
- Продолжить обсуждение, хотя на этот раз с уделением особого внимания фактической практике исследователей;
- Начать обсуждение преимуществ и недостатков подходов, направленных на интеграцию обоих направлений ландшафтной археологии.
Интеграция.
Общеизвестно, что ландшафтная археология требует активного сотрудничества между широким кругом дисциплин. Задача понимания ландшафтов как целостных образований требует специальных знаний как гуманитарных, так и естественных наук. Одним из примеров успешного сотрудничества является междисциплинарное сотрудничество между учеными геологами, которые раскрывают информацию об экологических характеристиках. И археологами, которые исследуют следы человеческой деятельности. Полученные результаты интерпретируются вместе для того, чтобы получить представление о естественной и социальной динамике. Изучение пыльцы и фитолитов, например, позволяет исследователям получить информацию о культурных растениях и истории растительности в том или ином районе. Сотрудничая с археологами и объединяя результаты обеих дисциплин, они могут ответить на сложные взаимосвязанные вопросы о том, как эти специфические особенности формировались людьми, которые там жили.
Но есть еще кое-что. Как только будет достигнуто понимание взаимосвязи, ландшафтная археология должна сделать еще один шаг вперед и задаться вопросом, что означают ее результаты:
Что означает взаимосвязь для исследуемых людей и обществ и что она означает для изучаемых дисциплин? Например, каковы социальные последствия адаптационной практики? Каковы общественные предпосылки для облегчения адаптации? Какие общества адаптировались, а какие нет? Связаны ли средства адаптации с характеристиками ландшафтов с точки зрения их природных характеристик? Или же модель адаптации связана с общественной стратегией создания ландшафтов, которая не связана с природными характеристиками исследуемых территорий? Есть еще много вопросов такого рода, и их объединяет смещение перспективы от этичного к эпическому.
Этот сдвиг в перспективе заставляет нас переосмыслить смысл и объяснительную ценность наших данных. В многодисциплинарном варианте ландшафтной археологии, т.е. в ее эстетическом аспекте, данные используются и анализируются на основе наших специфических для данной дисциплины парадигм. Когда мы пытаемся сместить фокус на омическую перспективу, именно эти парадигмы, характерные для данной дисциплины, должны быть поставлены под сомнение. Творческий процесс заключается в том, чтобы подумать о стратегиях и методологиях исследования с другой точки зрения; именно в этот момент начинается наше междисциплинарное сотрудничество в области ландшафтной археологии. Обсуждение этого вопроса должно начинаться на уровне выбора метода и оценки данных. Если геологи могут помочь археологам увидеть то, что они видят, и наоборот, совместный ландшафтно археологический метод проведения исследований становится более плодотворным, и предлагается междисциплинарная герменевтика Майера и Тиллесена.
Эти претензии не являются новыми и не были урегулированы. Проблемы возникают на онтологическом и эпистемологическом, а также на практическом и личностном уровнях. Вклад, который вы найдете в этом специальном номере, так или иначе связан с этими вопросами, становится очевидным, что нет ни одного подходящего способа проведения исследований в области ландшафтной археологии: учёные видят множество различных подходов, начиная от технических и вычислительных до более традиционных подходов.
Что их объединяет, так это их цель: исследовать аспекты, имеющие отношение к человеку, с точки зрения этики, в то время, когда учёные не имеют прямого доступа к ним сейчас.
Взносы.
Преимущества междисциплинарной работы.
Найкамп и др. анализируют цифровые данные LIDAR, применяя географические и геоморфометрические методы для связи конкретных морфологических и гидрологических характеристик с деятельностью человека вблизи укреплений позднего бронзового века в Румынии.
Новые методологические подходы.
Природный характер региона влияет на условия хранения археологических артефактов и находок. Особенно в засушливых районах, таких как европейская эоловая песчаная полоса (Североевропейская равнина), плохие условия хранения археологических остатков препятствуют восстановлению этих давно заселенных традиционных культурных ландшафтов. Гроневудт вводит новый систематический методологический подход в свою работу для интеграции ландшафтно поисковых данных, полученных от различных ландшафтных образований (в частности, от засушливых земель и соседних водноболотных угодий).
Помимо применения хорошо известных алгоритмов просмотра, авторы представляют методологический подход к изучению археолога астрономических особенностей этих раундов. Представляя программу, разработанную исследователями с целью соответствия возможных астрономических характеристик палисадным пробелам, учёные подчеркивают значение точной базы данных, которая включает в себя данные геофизических исследований и раскопок.
Новые ученые.
Линдхольм и др. представляют педагогический подход к интеграции гуманитарных и естественных наук в академическую подготовку молодых ученых.
Основа представленной концепции заключается в том, что подготовка в области ландшафтного анализа, археологии и ГИС, основанная на глубоко укоренившейся теоретической базе, поддерживает студентов и молодых исследователей в развитии навыков и методологических компетенций в области анализа и понимания ландшафтов в междисциплинарном контексте.