Комиксы –это мощный инструмент обучения. Чтение и создание графических рассказов побуждает студентов приобретать навыки критического мышления. Учащиеся и учителя могут использовать данный вид литературы для изучения личного опыта в форме повествований, связанных с расширением прав и возможностей и сочувствием. Брент Уилсон (2005) согласился, что восприятие комиксов - один из способов размыть границы между визуальной культурой, аудиторией и практикой современных художников и студий.
Почему комиксы?
Есть, по крайней мере, три причины, по которым графические романы являются полезными учебными пособиями:
- этот жанр вызывает большой интерес у студентов;
- его недорого приобрести;
- и словарный запас не представляет особой сложности, поэтому его легко читать.
На уроках искусства комиксы дают возможность преподавателям вовлекать учащихся в содержательные дискуссии о визуальном восприятии, рисовании и дизайне, истории искусства и контенте в самых различных ракурсах. Учителя, умело использующие графические новеллы в своих преподавательских программах, предоставляют учащимся многочисленные возможности для деконструирования этих текстов на различных уровнях. Этот процесс может включать изучение истории, замысла автора, его персонажей и контекста, а также взаимосвязи между дизайном, словами и образами.
Хотя слова, изображения, макет и история - все это элементы этих текстов, ни один из них не доминирует во время "чтения". Обычно студентам удобно декодировать (читать) визуальную систему букв и слов. Сочетание визуальных образов со словами - это простой способ помочь учащимся развить более сильную визуальную грамотность. Комиксы дают возможность студентам тщательно изучить, как взаимозависимые образы и слова могут создать сильный последовательный повествовательный процесс.
Эти тексты не диктуют, что студенты замечают первое, как или что они "читают". Как и при сканировании произведений искусства, читатель может решить, с чего начать и как долго искать. Читатели могут сначала посмотреть на слова или изображения, или взять всю страницу сразу в качестве интегрированного дизайна.
Комиксы, школа и мир искусства
Хотя кажется очевидным, что комиксы и графические романы подходят для любого класса, включая арт-студию, чтобы повысить грамотность, педагоги и критики не всегда признают комиксы в качестве законного искусства или литературы. По мнению Тьерри Гроэнстина (2000), комиксы существуют уже более 150 лет, и сопротивление легитимизации комиксов является историческим и применяется политиками в области образования в одних сферах и в мире искусства в других. Многие известные художники, такие как Трентон Дойл Хэнкок, Уильям Кентридж, Элизабет Мюррей, Артуро Эррера, Рой Лихтенштейн, Филипп Гастон, пересекали мир высокого искусства и популярной культуры, создавая произведения, в значительной степени опирающиеся на влияние комиксов.
Исторически комиксы были маргинализированы в мире искусства, но в современных СМИ им уделяется все больше внимания.
Почему комиксы не воспринимаются как вид искусства?
Роджер Сабин (1996), известный искусствовед из Великобритании, заявил, что исторически "они воспринимаются как коммерческие по своей природе: массовое производство для аудитории с наименьшим общим знаменателем и поэтому автоматически выходят за рамки понятия художественной достоверности". Тьерри Гроэнстин, ученый, утверждает, что комиксы когда-то были "обречены на художественную ничтожность" по ряду причин:
- они представляют собой гибридную форму, сочетающую слова и образы;
- литературный аспект комиксов рассматривается как суб-параллельный с точки зрения качества;
- комиксы воспринимаются как тесно связанные с "низким" искусством карикатуры;
- комиксы связаны с регрессией к детским удовольствиям.
По иронии судьбы, прошлое, уходящее в мир низких искусств, порой выгодно комиксам. Роджер Сабин (1996) написал, что исключение комикса из арт-истеблишмента позволяет ему избежать приглушающей оценки художественной критики. Кроме того, его связь с уличной культурой придает ему определенное преимущество, которое многие современные художники тщетно пытались перенести в галерею.
Использование графических рассказов для исследований
В ходе последнего исследования REF в Великобритании по меньшей мере 15 исследований воздействия комиксов или карикатур, использованных в рамках и для исследований, были представлены в различные отделы оценки (включая искусство и дизайн, бизнес и менеджмент, классику, коммуникацию, культурологию и СМИ, библиотечное дело и управление информацией, образование, электротехнику и электронику, металлургию и материалы, английский язык и литературу, современные языки и лингвистику, музыку, театр танца и искусства 2014 года).
Важный акцент в этих тематических исследованиях был сделан на использовании подобных произведений в образовательных целях и с привлечением общественности, что, в свою очередь, может способствовать сбору данных о влиянии исследований не только в научных кругах, но и на общество в целом. Несмотря на различия между представлением комиксов в качестве основного результата исследования и использованием их для распространения результатов исследований в более "традиционных" формах, оба процесса подразумевают признание специфической значимости комиксов как формы.
Еще многое предстоит сделать в плане расширения практики обмена знаниями между комиксами и академическими кругами. Предыдущие исследования показали, что необходимы дальнейшие усилия для определения процессов, уровня грамотности и финансовых возможностей, необходимых для укрепления связей между высшим образованием и производителями комиксов.