В преамбуле Парижского соглашения говорится, что "Стороны при принятии мер в связи с изменением климата должны уважать, поощрять и рассматривать свои соответствующие обязательства в области прав человека" (пункт 11 преамбулы).
Хотя исследования, разработка и внедрение геоинженерии будут представлять собой действия по решению проблемы изменения климата, оценка роли международного права прав человека в управлении геоинженерией является сложной задачей. Некоторые из них связаны с неопределенностью в отношении действий государств, условий, в которых они предпринимаются, и их экологических и социальных последствий. Кроме того, сложность заключается в зачастую двусмысленном характере обязательств государств по международному праву в области прав человека, особенно в том, что касается окружающей среды и изменения климата.
Наконец, то, как некоторые наблюдатели риторически используют права человека в экологических дискуссиях, еще больше омрачает ситуацию.
Описания прав человека, их определение и вытекающие из этого перечни конкретных прав - широко варьируются. Это может быть связано с тем, что легализованные права - это те права, которые государства обязались соблюдать, и которые могут быть обеспечены некоторыми международными трибуналами. В общем, право - это требование кого-либо о предоставлении чего-либо от кого-то другого. То есть правообладатель может требовать объект права от обладателя обязательства. Правовые инструменты делают некоторые права явными и, как правило, различаются в зависимости от юрисдикции. Нарушение прав обычно рассматривается как более серьезная несправедливость, чем нарушение предпочтений или норм, не основанных на правах. В то же время, права являются абсолютными, а вместо этого должны быть сбалансированы с другими соответствующими, законными соображениями.
Ключевой функцией судов является разрешение таких потенциальных коллизий прав. Права человека - это права, которыми обладают все люди только потому, что они сами по себе являются людьми. Государства, по крайней мере в принципе, согласны с тем, что права человека универсальны (все люди имеют их), равны (люди имеют одинаковые права), взаимозависимы (они подкрепляют друг друга) и неделимы (их нельзя классифицировать) (Венская декларация и Программа действий, пункт 5).
Правообладателями прав человека обычно являются государства, хотя некоторые обязанности могут возлагаться на негосударственных субъектов, например, в рамках внутреннего законодательства государств по осуществлению международных соглашений в области прав человека. Поскольку права человека являются универсальными правовыми требованиями, за которые государства несут ответственность, они являются вопросом международного права.
Страны обязались защищать права человека посредством, среди прочего, ряда международных правовых инструментов. Наиболее важными из этих правовых документов являются Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП). Последние два имеют почти глобальное участие, но действуют параллельно из-за различий в характере прав человека, подпитываемых холодной войной. Каждый из них был одобрен в 1966 году и вступил в силу десять лет спустя. Региональные договоры, такие как Африканская хартия прав человека и народов, Американская конвенция по правам человека и Европейская конвенция Совета Европы по правам человека, а также целевые соглашения, касающиеся прав детей, женщин и инвалидов, подтверждают и развивают права, закрепленные в трех центральных глобальных соглашениях. Эти региональные и специализированные соглашения имеют различную степень участия государства. Кроме того, многие участники этих соглашений по правам человека одобрили их с различными оговорками, договоренностями и заявлениями, предоставив исключения и подробную информацию о том, как они намерены выполнять эти соглашения.
Таким образом, права человека не единообразны, поскольку взгляды и обязательства государств отличаются друг от друга, однако права человека не являются единственно возможными; они также являются мощными нормативными инструментами, с помощью которых международные организации, судьи, правоведы и адвокаты создают последовательную моральную основу, призывающую государства к прогрессивным действиям в направлении их видения улучшения благосостояния человека.
Границы, разделяющие права человека и другие права, не всегда ясны. Одной из таких неясных границ являются конституционные права граждан. Многие права, которые в настоящее время считаются правами человека, были разработаны на основе английского Билля о правах, Французской декларации прав человека и гражданина и Билля о правах США. Ограничивая власть государства над своими гражданами и резидентами, а в некоторых случаях обязывая государства обеспечивать определенные условия жизни, конституционные права существенно пересекаются с правами человека. Отличие состоит в том, что национальные суды могут непосредственно обеспечивать соблюдение конституционных прав, в то время как судебная защита прав человека зачастую носит косвенный характер, например, через международные трибуналы.
Вторая неясная граница проходит с другими нормами международного права. Например, в соответствии с обычным международным правом государство, являющееся источником трансграничного риска, обязано уведомлять потенциально затрагиваемую общественность. Можно утверждать, что это подразумевает право человека на такую информацию или, по крайней мере, на определенные виды информации. Некоторые ученые подразделяют права человека на три грубые категории. Так называемые "права человека нового поколения" - это политические и гражданские права, необходимые для функционирования либеральной демократии. Первоначально они были созданы во время американской и французской революций и в настоящее время содержатся в МПГПП.
Права человека первого поколения - включают право на жизнь (то есть право не быть произвольно лишенным жизни), на свободу слова и собраний, а также на свободу мысли, совести и религии. Государства обязаны обеспечить, чтобы лица, находящиеся под их юрисдикцией, могли пользоваться этими правами, но они не обязаны обеспечивать их соблюдение в других местах.
Права человека второго поколения - это экономические, социальные и культурные права, такие как права, закрепленные в МПЭСКП, в основном, как права человека второго поколения, в которых говорится, что государство должно обеспечить предоставление чего-либо. К ним относятся право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, право быть свободным от голода, право на образование и право на участие в культурной жизни.
Фактическое предоставление таких позитивных прав является более сложной задачей для штатов, поскольку это дорогостоящее мероприятие, в то время как штаты имеют ограниченные ресурсы. Следовательно, МПЭСКП призывает партии к их постепенной реализации (ст. 2.1). В решении, принятом позднее комитетом МПЭСКП, прогрессивная реализация была разбита на три этапа (Замечание общего порядка № 12, Право на достаточное питание (ст. 11)). Государства обязаны уважать право человека, не вмешиваясь непосредственно в его осуществление, во-вторых, защищать его, не допуская вмешательства третьих сторон в его осуществление, и, в-третьих, осуществлять его, действуя в направлении его полной реализации. Частично это прогрессивное осуществление обеспечивается за счет международной помощи и сотрудничества, что подразумевает некоторую степень экстерриториальной применимости. Наконец, третье поколение прав человека идет дальше, и многие из них основаны на членстве правообладателя в той или иной группе. Однако, несмотря на заявления некоторых ученых и других, международно-правовой характер прав человека третьего поколения в целом является слабым и отражен лишь в не имеющих обязательной силы декларациях и желательных разделах юридически обязательных соглашений. Исключением является коллективное право на самоопределение, которое содержится в первых статьях МПГПП и МПЭСКП.