В эпоху цифровых преобразований каждая компания хочет оставаться на плаву. Но как этого достичь? Ответ очевиден – организации нужен человек, который будет разбираться в цифровых технологиях. Человек, который поможет вывести компанию на новый уровень развития. Речь идет о директоре по цифровым технологиям.
О цифровой трансформации говорят сегодня все. Цифровые преобразования затронули все возможные сферы деятельности компании, поэтому появилась возможность по-новому выполнять уже имеющиеся задачи. Но при этом перед руководством возникли и новые проблемы, которые нельзя обойти стороной.
Такие изменения и послужили толчком к появлению новой должности – директора по цифровым технологиям (CDO). Следует учитывать, что его обязанности могут пересекаться с функционалом директора по информационным технологиям (CIO). Поэтому необходимо еще «на берегу» обсудить все важные нюансы этих специальностей. Это особенно важно, поскольку именно от успешного взаимодействия CIO и CDO во многом зависит конечный результат. Чтобы разобраться, как именно они могут дополнять друг друга, предлагаю рассмотреть их основные различия, а затем подробно изучить функционал и компетенции директора по цифровизации.
Для начала стоит понять, чем же все-таки отличаются эти две должности. Итак, приступим.
1. Фокус на развитии
Вся деятельность CDO в компании должна быть ориентирована на развитие бизнеса. В то время как CIO занимается формированием информационной структуры организации, должность директора по цифровизации предполагает, что он должен отлично разбираться в инновационных технологиях, специфике бизнеса и иметь представление о том, что какой компания должна быть в условиях цифровой экономики и как ее к этому привести. Здесь как раз и может пересечься функционал обоих директоров, но в мировой практике такое происходит все реже.
CDO полностью контролирует деятельность фирмы в направлении цифровизации, а, следовательно, имеет и соответствующие обязанности. Они включают в себя анализ больших данных, формирование стратегии в области цифровых технологий, обучение и повышение квалификации персонала, перевод имеющихся продуктов в «цифровой» вид, а также создание новых. Таким образом, все выше перечисленные моменты так или иначе преобразуют существующие бизнес-процессы в компании. Получается, что нанимая директора по цифровизации, руководство предприятия принимает решение о смене модели для бизнеса.
2. Создание идей
Для бизнеса идеальная ситуация, когда CIO и CDO работают вместе. Digital-директор может генерировать идеи, а ИТ-директор будет помогать ему в их реализации на практике, преобразуя при этом ИТ-структуру организации. Главное – не допускать соперничества между обоими директорами, иначе они могут начать оспаривать бюджет или пытаться отобрать друг у друга клиентов. Нужно понимать, что они работают на одну общую цель.
Кроме того, директор по цифровизации может оказать помощь ИТ в улучшении работы с клиентами за счет внедрения новых технологий. Это связано с тем, что он мониторит инновационные разработки на рынке и стремится усовершенствовать систему общения с покупателями. А директор по IT поможет с необходимыми средствами для реализации и оптимизацией расходов.
3. Близость к покупателям
Помимо всего прочего, директор по digital-технологиям занимается и самим офисом фирмы, оценкой данных покупателей и преобразованием текущих услуг в цифровой вид. А деятельность CIO больше направлена на обеспечение эффективной работы существующих сервисов.
4. Постоянный контакт с топ-менеджментом
Если директор по IT занят формированием ИТ-инфраструктуры, то директор по цифровым технологиям занимается целеполаганием, разработкой стратегического видения и концепции внедрения инновационной технологии. Именно поэтому он должен постоянно контактировать с высшим руководством фирмы, поскольку они должны быть в курсе обсуждения таких важных для компании моментов.
Должность CDO играет огромную роль для развития бизнеса, поэтому такого специалиста часто привлекают в состав совета директоров. Его мнение имеет особую значимость в решении вопросов, связанных с распределением бюджетных средств. Это связано с тем, что денежные средства, которые выделяются под нужды цифровых преобразований, обычно требуются для снижения имеющихся рисков и развития компании.
5. Наличие опыта в разных сферах
Однако даже если руководство решит пригласить специалиста на такую должность, найти его будет не просто. Потому что кандидат должен иметь опыт в онлайн-маркетинге, соцсетях, электронных и цифровых продажах и во многом другом. Также он должен понимать суть цифровых технологий, соответствующих стратегий и бизнес-процессов, и, кроме того, реальный опыт практического применения цифровой трансформации. А таких специалистов сейчас очень мало.
В основном, позицию CDO открывают в крупных организациях, в которых уже работают, как минимум, несколько десятков тысяч человек. В то же время небольшие фирмы решают эту задачу проще – за цифровизацию у них отвечают менеджеры, к примеру, специалисты по маркетингу.
С учетом такой сложности в подборе подходящих кандидатов и зарплата директоров по digital-технологиям достаточно высока. Согласно статистике по миру, ежемесячный оклад составляет около 900 тысяч рублей.
Безусловно, сейчас четко прослеживается тенденция по разграничению должности ИТ-директора и директора по ЦТ. Но, тем не менее, digital-директор может выполнять различный функционал в зависимости от величины бизнеса: начиная от генератора идей по цифровизации и заканчивая практическим внедрением цифровых информационных технологий в текущие процессы предприятия. Разумеется, тогда можно говорить о совмещении этих двух управляющих должностей в одной, но это, в большей степени, относится к маленьким компаниям.