Найти тему
Александр Дедушка

Гибельные черты современной школы: (1) обучение за партами

Оглавление

Начнем, может быть, не с самого главного, но незаметного и в этой незаметности опасно замыленного.

Странное противоречие: дети нацелены на движение, а их приковывают к партам, как рабов к галерам. Заставляют часами сидеть за ними на жестких стульях, подвергая запредельной нагрузке их формирующиеся косточки.

Садизм какой-то! Но – увы! – этот садизм стал основой нашей образовательной системы, основанной, как мы неоднократно доказывали, на садомазохистской учебной парадигме.

Откуда это все повелось? Эта «парточная» система возникла когда-то в средневековых университетах, а в условиях расширения масс обучающихся и их возрастного омоложения как раковая опухоль своими метастазами перебралась в массовые школы, спустившись чуть не до детского сада.

И сейчас пыхтят наши детки за партами, как и несколько поколений их предков…

Кстати, для этих «предков», которые когда-то впервые усаживали в массовые школы, главным ужасом была не сама школа, не необходимость чему-то учиться, а эта садистская принудительная неподвижность, столь противоречащая динамизму детской жизни.

Ведь никакое существенное обучение не происходит за партами. Нигде среди животных мы не найдем никакого им подобия, да и в семье обучение главным навыкам жизни происходит не за столом.

Парты стали отражать пустую схоластику самого образовательного процесса, они как бы подчеркивают, что он предельно оторван от жизни и ничему существенному не обучает.

Но не будем впадать в голое критиканство, а изберем принципом: критикуя – предлагай.

Итак, попытаемся избежать крайностей. Современное образование уже не может обойтись без парт как таковых или их аналогов (например, так называемых «конторок Базарного»). Но дети должны проводить за ними не все школьное время, а только его часть, причем далеко не большую.

Педагогика служения говорит о том, что коллективная анимация учебного процесса должна обязательно предусматривать выход учеников из-за парт. У тела есть своя телесная память, и эта память тоже должна подключаться к обучению, если мы хотим образовывать всего человека, а не просто грузить его мозги.

Вот только один пример из курса МХК.

Дети изучают скульптуры – древнеиндийскую («Танцующий Шива») или древнегреческую (Мирон «Дискобол»).

Выходим из-за парт и изображаем эти скульптуры. Пытаемся прочувствовать их своими телами – пусть каждая мышца и косточка почувствуют на себе натяжение мышечных волокон и сухожилий. После такой «анимации» дети уже никогда не забудут эти скульптуры. Они их воплотили в себе своими телами.

Скульптурная коланимация
Скульптурная коланимация

Или при изучении архитектуры дети знакомятся с арочным и стоечно-балочным перекрытием зданий. Выходит на свободное от парт пространство и анимируем эти способы перекрытий. Разумеется, следим за техникой безопасности и правильно распределяем нагрузки.

Архитектурная коланимация
Архитектурная коланимация

И опять дети на себе "чувствую разницу" между просто "увидеть и услышать" и "воплотить на себе самих".

Это только один пример из одного предмета. Но коллективная анимация должна стать противоядием против парточного обучения на всех предметах. В дальнейшем мы будем приводить этому примеры.

А парточное обучение с его классическим 6-7-ми урочным «великим сидением» когда-нибудь станет образовательным анахронизмом, и по помещениям современных школ будут водить экскурсии, как их сейчас водят по помещениям фашистских концлагерей.

Согласны?

(продолжение следует... здесь)