Найти тему

10 лучших бизнес-моделей

Оглавление

Сегодня на рынке существует много различных вариантов бизнес-моделей. Несмотря на то, что появились они не так давно, об их эффективности говорит успешное применение их на практике.

Чтобы не утруждать вас долгими рассказами, остановлюсь на 10 самых работающих бизнес-моделях:

1. Франшизы

Первое и, вероятно, самое популярное сейчас направление – франчайзинг. Сложно представить, но раньше франшизы были распространены исключительно в ресторанной сфере.

В настоящее же время по франшизе можно открыть бизнес абсолютно в любой области деятельности: начиная от салона красоты и заканчивая магазином электроники. Заключение договора франшизы предполагает покупку готовой бизнес-модели известной компании, пользование их брендом, концепцией, стратегией, описывающей все нюансы «от» и «до».

Предложение о продаже франшизы обычно исходит от известной компании, успешно зарекомендовавшей себя на рынке. В качестве примера могу привести одни из самых востребованных франшиз таких компаний, как McDonald's, Subway, Zara, Перекресток, Пятерочка, Лукойл, ИНВИТРО и т.д.

2. Реклама

Интересно, но реклама уже давно не просто способ информирования населения о продукции компании, а прекрасная возможность заработать.

Сегодня главным каналом для продвижения является интернет, что связано с его высокой популярностью. Баннеры и нативная реклама постепенно заменяют ранее используемые листовки, флаеры, рекламу в газетах и журналах и даже на ТВ. Самым наглядным примером здесь является YouTube. Хотя в последнее время к нему потихоньку приближается и Instagram.

Реклама может быть разной:

  • аудиозаписи;
  • видеоролики;
  • баннерная;
  • нативная;
  • контекстная;
  • email-маркетинг и т.д.

Не могу не подчеркнуть, что на рекламе можно заработать двумя способами. Первый – это очевидный, когда вы получаете доход за показ рекламного объявления. А второй заключается в обратном механизме – блокировка рекламы пользователем. Чтобы наслаждаться просмотром любимых фильмов, игр или изучать контент, вам предложат оплатить специальный платный тариф, в котором нет рекламы.

3. Продажи

Это наиболее традиционная бизнес-модель, но с некоторыми нюансами. Главная идея ее заключается в продаже интересующего покупателя продукта. Чтобы определиться с продуктом, следует провести маркетинговое исследование, изучить спрос и предложение на рынке.

Правда, чтобы бизнес быть действительно успешным, следует учитывать реалии сегодняшнего дня. Ввиду бешеной популярности интернет-ресурсов и соцсетей, стоит обратить на это внимание. Более разумно задуматься о создании интернет-магазина, поскольку все большее количество людей предпочитают делать покупки через интернет. Безусловно, это не только удобно и комфортно, но зачастую еще и очень выгодно.

При желании вы можете открыть классический розничный магазин, но обязательно рассмотрите возможность онлайн-шопинга. Конечно, по началу сложно тягаться с Ozon или Aliexpress, но попытаться все же стоит.

4. Партнерки

Партнерские программы также служат отличным инструментом для получения дохода. Многие крупные интернет-магазины предлагают сотрудничество на весьма выгодных условиях. За каждого клиента, перешедшего с вашего сайта на их и купившего товар, вы получаете определенный процент в качестве комиссии.

Приведу пример – вы ведете блог на тему туризма. В своей статье про рыбалку вы можете разместить ссылку на сайт магазина с товарами для рыболовов. И тогда, не прикладывая больше никаких усилий, вы будете получать прибыль.

Кроме того, в рамках партнерской программы можно получать и комиссию за оказание посреднических услуг. В основном, это хорошо работает в сферах HR-менеджмента, event-менеджмента и недвижимости.

5. Лизинг

Данное направление невозможно без определенного стартового капитала. Однако оно очень успешно работает на практике и пользуется спросом.

Суть лизинга в том, что вы можете давать в аренду некоторые товары людям, которые не могут приобрести эти товары по причине их высокой стоимости. После того, как срок договора подходит к завершению, товар возвращается в собственность вашей фирмы.

Например, вы можете открыть компанию, которая будет заниматься лизингом детских колясок, игрушек и т.д. Как вариант, такой формат будет интересен людям, которые собираются лететь в отпуск и не хотят ради одной поездки покупать новую компактную коляску, чтобы ее можно было бы взять в самолет. Они с удовольствием возьмут ее в аренду.

6. Дробление

Не путайте его с лизингом. Суть данной бизнес-модели заключается в продаже лишь части целого продукта. Пример можно привести в сфере недвижимости, когда человек снимает лишь несколько комнат в большой квартире.

7. Краудсорсинг

Принцип его действия чем-то схож с субподрядом. Речь идет о призыве к работе огромного количества людей, в основном, без оплаты труда.

Замечательный пример – это Википедия, статьи в которой создают обычные люди. В настоящее время краудсорсинг все больше применяется как в коммерческих, так и в некоммерческих проектах. Любопытно, что госорганы также могут привлечь людей в рамках данной модели: организовать составление карту пожаров на местности или поиск потерявшихся людей и т.д.

8. Кастомизация

Сегодня все больше людей предпочитают индивидуальный подход. Многие компании учитывают это в своей деятельности, дополняя или изменяя свой продукт под нужды каждого потребителя.

Для примера можно привезти организацию туристической поездки за границе для состоятельных бизнесменов с индивидуальным маршрутом. А также недавняя кампания от «Coca-Cola», которые выпустили огромное множество бутылок с напитком, где на этикетке были указаны разные имена людей. Таким образом, это дало возможность миллионам потребителей почувствовать себя особенными.

9. Дорогое сопровождение

Здесь речь идет о невысокой стоимости основного продукта и дорогостоящих расходниках к нему. К примеру, покупка нового принтера, пусть даже черно-белого, вам обойдется совсем недорого. А вот чернила к нему продаются по очень высокой стоимости. А как долго вы сможете пользоваться принтером, если не покупать новые чернила?

10. Дорогой продукт

В данной же модели ситуация совершенно противоположная. Сам товар стоит немалых денег, но вот расходники или аксессуары к нему сравнительно недорогие. Это мотивирует клиентов покупать сразу дорогостоящий продукт.

Компания Apple очень любит применять такую модель для своих гаджетов и подпиской на iTunes.

Итак, важно понимать, что перечень эффективных бизнес-моделей не ограничивается выше перечисленными. На практике их гораздо больше: оплата за подписку, marketplace, freemium, отказ от посредников и т.д.