Найти тему
Алекс Громов ПЕРСИЯ

Между шахом и Сталиным

Одна из драматических страниц, связанных с историей Ирана в ХХ веке и его отношениями с Советским Союзом – судьба Азербайджанской демократической республики. Она существовала на севере Ирана в 1945-46 годах. Но сразу после вывода из Ирана советских войск правительство направило туда карательные части. Уцелеть удалось лишь тем активистам, кто успел уйти через советскую границу (а после не попал под репрессии), однако она была открыта всего неделю…

Сразу после начала операции «Согласие» в августе 1941 года руководитель группы «советников» в Иранском Азербайджане докладывал главе советского Азербайджана Мир Джафару Багирову, что им были зафиксированы такие высказывания местного населения: «Мы Красную Армию более двадцати лет ждем. Дождались и дальше затягивать нечего. Даешь Советскую власть!».

Разумеется, центральная власть в Тегеране беспокоилась по поводу событий в Иранском Азербайджане. Но пока на территории Ирана находились войска антигитлеровской коалиции, всё было сравнительно тихо. Ситуация снова обострилась после конца войны. 20 ноября 1945 года в Тебризе собрался Азербайджанский национальный конгресс. На нем была принята декларация, адресованная шаху Мохаммеду Реза Пехлеви. И фактически заявлявшая о независимости Иранского Азербайджана. Хотя прямо о выходе из состава Ирана там еще не говорилось.

Сеид Джафар Пишевари
Сеид Джафар Пишевари

Но все прочие атрибуты самостоятельного государства – вплоть до создания поста министра иностранных дел и собственной армии – демократы, возглавляемые Сеидом Джафаром Пишевари уже провозгласили. Когда наступил 1946 год, в Иранском Азербайджане начались серьезные реформы. Прежде всего, речь шла о наделении крестьян землей.

Конечно, при всем этом была явная надежда на поддержку со стороны СССР. Однако советское руководство, осознав сложность ситуации, вело себя осторожно. Принимая в Москве иранского премьер-министра Кавама, Сталин подчеркнул, что считает происходящее внутренним делом Ирана, в которое СССР вмешиваться никак не может. Тем более, мол, и сами лидеры Иранского Азербайджана требуют всего лишь автономии, а не отделения от Ирана...

Весной 1946 года стало ясно, что советские войска из Ирана все-таки уходят. Багиров получил от Молотова распоряжение – объяснить Пишевари необходимость переговоров с центральным правительством. Руководители группы «советников» отправились к нему. Пишевари выслушал их и не смог скрыть горечи: «Представьте себе, что Красная Армия уйдет, а вместе с ней и вы уйдете и оставите нас в таком положении; жандармерия, полиция и правительство Кавама расправятся с нами, не оставив ни одного демократа, и восстановят прежний режим Реза-шаха…». Лидер демократической республики восклицал, что готов вместе с соратниками либо умереть с честью, либо даже организовать поход на Тегеран и свергнуть шаха.

-3

21 ноября 1946 года премьер-министр Кавам объявил, что ради охраны выборов 7 декабря по всей стране будут размещены войска.

12 декабря 1946 года на советско-иранской границе открылись пограничные пункты пропуска в Джульфе, Худаферине, Биласуваре и Астаре. За два последующих дня границу перешли свыше 5 тысяч человек.

19 декабря граница была вновь закрыта. Согласно оперативным данным советской стороны, с 12 по 19 декабря через пропускной пункт в Джульфе прошли 1123 человека, Худаферине — 292, Биласуваре — 538, Астаре — 3831. Руководители Азербайджанской демократической республики, в том числе, Пишевари находились в это время в Нахичевани. Они высказывали надежду, что еще не все потеряно, можно будет продолжить хотя бы агитацию по радио, а потом и вновь отправить отряды бойцов на ту сторону. Но 3 июля 1947 года неподалеку от города Гянджи (тогда – Кировабад) автомобиль, в котором ехал Пишевари, потерпел аварию. Бывший лидер Азербайджанской демократической республики умер несколько часов спустя в местной больнице.