Экс-города России
Экс-города России
Интерес к исчезнувшим и бывшим городам у меня пробудился давно, когда я, будучи аспирантом МГУ, работал над диссертацией «Города Московской области». Изучая формирование сети городов Подмосковья, я обнаружил большое число экс-городов. Тогда это было чисто книжное знание. Много ездил по Подмосковью, побывал почти во всех действующих городах, но ни одного места, где некогда существовал город, затем исчезнувший или преобразованный в село, не посетил. Тем не менее в географическом словаре «Всё Подмосковье», вышедшем в 1967 г., написал краткие статьи обо всех известных мне экс-городах. Их оказалось три десятка.
Первым увиденным мной в результате специально предпринятой поездки исчезнувшим городом был Кременск — ныне село Кременское Медынского района Калужской области. Пробыл я там недолго, в тот же день вернулся в Кондрово, где проводил отпуск. Следы когда-то существовавшего города были отчетливы. Высокое место поднималось над небольшой речкой Лужей, лениво текущей в широкой долине. Видно, что склоны были спланированы, площадка наверху выровнена. На ней в XV в. стоял город с дубовыми стенами, башнями, храмами. Расположенное рядом с этим местом нынешнее село, возможно, было наследником древнего посада.
Впечатление усиливалось знанием того, что в 1480 г. во время исторического «стояния на Угре» в Кременске находилась ставка Ивана III. Здесь прошли события, которые привели к концу татаро-монгольского ига. Моя поездка была рекогносцировочной. Уезжал из Кременского с твердым намерением вернуться. Прошло около 30 лет. Больше в Кременском не бывал. Нельзя откладывать на потом!
Хотмыжск, город-крепость на Белгородской черте
1640, май. Основание на месте Хотмыжского городища воеводой В. Толстым по указу царя Михаила Федоровича жилого города и крепости Хотмыжск.
В верхней части щита — герб Харьковский. В нижней — золотой плуг в черном поле, означающий изобильные в окрестностях города поля
Герб утвержден в 1781 г.
Если по дороге из Хотмыжска в Белгород свернуть от поселка Томаровки на северо-восток, то километров через пять окажешься в гнезде селений, располагающихся по берегам Ворсклы и ее притока Ворскольца. У них примечательные названия: Пушкарное, Стрелецкое, Казацкое, Драгунское. Селения сходятся к месту, где в XVII в. стоял город-крепость Карпов, следующий после Хотмыжска на Белгородской черте.
Неподалеку от северо-западной окраины Белгорода — сходная картина: поселения Стрелецкое, Драгунское, Пушкарское цепочками протягиваются вдоль речки Везелки и впадающего в нее ручья, подступая к тому месту, где находился город-крепость Болховец. А следующим на черте был уже сам Белгород. Подобные гнезда селений, бывших слобод с характерными названиями, выражающими особенности воинской службы, которую несли их обитатели, можно найти и в других местах Белгородской и Воронежской областей.
Страна исчезнувших городов
После революции все уездные центры Астраханской губернии перестали быть городами — Енотаевск, Красный Яр, Царёв, Черный Яр.
В серебряном поле — герб Ярославский, в другой части в червленом поле мышка
Герб утвержден в 1778 г.
Черный Яр
В верхней части щита изображен герб Астраханский, в нижней, серебряной, — черная гора. Герб украшен городской короной
Герб утвержден в 1853 г.
В верхней части щита изображен герб Астраханский, а в нижней, золотой, — Евангелие. Герб украшен городской короной
Герб утвержден в 1846 г.
В верхней части щита изображен герб Астраханский, а в нижней, серебряной, — червленая крепостная зубчатая стена с тремя башнями. Герб украшен городской короной
Герб утвержден в 1846 г.
В верхней части щита изображен герб Астраханский, а в нижней, червленой, — золотая с семью зубцами стена и над ней золотой крест, поставленный на луне. Герб украшен городской короной
Герб утвержден в 1846 г.
В верхней части щита — герб Тамбовский.
В нижней — в зеленом поле два положенных крестообразно молотила, в знак изобилия хлеба
Герб утвержден в 1781 г.
В верхней части щита — герб Орловский. В нижней — пять слив в золотом поле, означающие изобилие сего плода
Герб утвержден в 1781 г.
Удивительное во всех отношениях Подмосковье — не только лидер в стране по числу действующих городов: на территории столичной области на 1 января 2002 г. их насчитывалось 76 (включая Москву и Зеленоград). Здесь же и многочисленное семейство бывших и исчезнувших городов. От одних остались безмолвные городища, другие живут селами в течение столетий, третьи поглощены более крупными соседями и растворились в них. Всего насчитывается 33 прекративших существование города.
В книге К.А. Неволина «Общий список русских городов», увидевшей свет в 1859 г., упомянуты (в пределах РФ) 40 экс-городов (надо сказать, что данные Неволина неполны).
Если же обратиться к более ранним периодам отечественной истории, то также встретишь множество неизвестных городов, о которых знают лишь историки и дотошные краеведы: Вержавск, Велье, Ярополч, Ростиславль, Радонеж, Вышгород (на Протве), Стародуб на Клязьме и Стародуб Воцкий... На территории, занимаемой ныне Российской Федерацией, существовали античные колонии-города Танаис, Горгипия, Фанагория, Гермонассы.
Исчезли, но остались знаменитыми
В верхней части щита — герб Иркутский. В нижней части, в голубом поле, положенные два якоря и над ними штандарт, в знак того, что в городе находится порт
Герб утвержден в 1790 г.
В голубом поле — город деревянный на судах
на реке Волге и в той реке рыбы
Герб утвержден в 1781 г.
Блистательные города далекого прошлого — Вавилон, Пальмира, Карфаген — не перестают жить в памяти человечества. Вновь и вновь они воссоздаются на страницах литературных и живописных произведений. Их имена стали нарицательными. Вавилон — смешение языков и народов. Пальмира — эталон высокого градостроительного искусства. Стал поговоркой суровый приговор римского консула: «Карфаген должен быть разрушен». Вошел в обиход образ троянского коня. Есть города, ставшие знаменитыми потому, что погибли. Скоропостижная смерть Помпеи дает возможность увидеть прошлое римского города, не закрытое изменениями последующих столетий.
Глубокий след в истории, оставленный знаменитыми исчезнувшими городами, сделал их вечными. Вот как оценил значение Карфагена наш соотечественник Лев Мечников в книге «Цивилизация и великие исторические реки»: «Карфаген, что значит “новый город” — Новгород, будучи основан приблизительно за восемьсот лет до начала нашей эры, почти тотчас же сделался наиболее деятельным очагом новой цивилизации, носящей ясно выраженный средиземноморский характер. Всем известна заслуга финикийцев в области мореходства, однако главная заслуга финикийских федераций перед человечеством заключается в том, что они передали в руки греков и народов Италийского полуострова священный светоч цивилизации, взятый ими у египтян и ассиро-вавилонян».
При имени Тамани вспоминаются строки, которыми начинается одноименная повесть М.Ю.Лермонтова: «Тамань самый прескверный городишко из всех приморских городов России». Эта нелестная характеристика заслоняет картину города, бывшего в своей истории не раз богатым и знаменитым. Древняя Тмутаракань — предшественник Тамани, впервые упоминается в русских летописях под 1094 г. — раньше Москвы.
А в 1154 г. арабский историк Идриси писал: «Матраха (Тмутаракань) окружена возделываемыми полями и виноградниками. Цари ее весьма отважны, мужественны, предприимчивы и весьма грозны к соседним народам. Город этот густо населен и весьма цветущ, в нем бывают ярмарки, на которые стекается народ из всех близких и дальних краев».
Многие скромные ныне села или поселки — бывшие города — внесли значительный вклад в отечественную историю, имеют большие заслуги, являлись местами знаменательных событий.
Старая Ладога (стала называться Старой после основания Петром I Новой Ладоги, которая возникла с одновременным сооружением Ладожского канала) — ровесник Смоленска, Мурома, Ростова, Белозерска и Изборска, впервые упомянутых под 862 годом — точкой отсчета истории русских городов. По преданию, основана Рюриком. Князь «срубиша Ладогу», сел в ней княжить, а потом перебрался в Новгород. Легенда повествует, что в Ладоге принял свою смерть «вещий Олег», укушенный змеей, которая выползла из черепа княжеского коня. Город-крепость Ладога контролировал путь из Ладожского озера по Волхову к Господину Великому Новгороду. Воздвигнутые в начале XII в. каменные укрепления не раз обновлялись. В XVI в. Борис Годунов подарил Ладоге колокол с выразительной надписью: «Ладоге — оплоту государства моего». Крепость, долго лежавшая в руинах, сейчас восстановлена, так же как и древнейшая на Руси каменная церковь Святого Георгия, сооружение которой историки относят к XI в.
Впечатление от Старой Ладоги, которую мне довелось посетить во время съезда Географического общества в 1995 г., — из числа неизгладимых. И не столько от белокаменных стен крепости и храма, которые после реставрации выглядели чересчур новыми, сколько в целом от места. Положение на высоком мысу с обрывистыми склонами, на стрелке у впадения в Волхов пробирающегося тесниной ручья. Синий Волхов в зеленых берегах. Вечное небо; в тот погожий день оно было голубым с белыми облаками. Все это дышало историей.
Пустозерск — старейший город Русского Севера. Основанный в 1499 г., он играл в XVI—XVII вв. роль крупного административного, промыслового и культурного центра Печорского края и одновременно служил местом ссылки. Сюда были сосланы видный дипломат Артамон Матвеев, фаворит царевны Софьи князь В.В. Голицын. Около 15 лет провел в Пустозерске в земляной тюрьме протопоп Аввакум. Здесь он написал большую часть своих произведений, в том числе и знаменитое «Житие», а в 1682 г. «за великия на царский дом хулы» Аввакум был публично сожжен. Из Пустозерска в 1736 г. отправился на реку Обь отряд Великой северной экспедиции во главе с С.Г. Малыгиным.
С середины XVIII в. город начал хиреть, его административные функции перешли к Мезени. Постепенно он превратился в сельское поселение, в котором по переписи 1897 г. числилось 130 жителей. Полвека назад здесь было три дома, а затем от Пустозерска осталось только одно кладбище. Почетный член Русского географического общества и почетный гражданин города Архангельска, патриот Севера Ксения Петровна Гемп посвятила Пустозерску одну из своих работ.
В конце XIX в. в Охотске, все еще числившемся уездным городом, было 197 жителей. В 1927 г. он был преобразован в сельское поселение, но затем испытал подъем и в 1949 г. получил статус поселка городского типа, имея в 1989 г. 9,2 тыс. чел. После распада СССР Охотск вновь переживает спад, население сократилось к началу 2001 г. до 6,3 тыс. чел.
Тавров, основанный в 1702 г. (по другим источникам, в 1700 г.), заслужил право быть в ряду знаменитых экс-городов. Сейчас на его месте, на южном берегу Воронежского водохранилища, в 10 км от южной окраины Воронежа располагается село Таврово. У К.И. Арсеньева читаем: «На нижних частях Воронежа или близ устья сей реки Петр Великий в 1700 г. основал город Тавров, обнесенный тогда же крепостью; сюда перевел он из Воронежа верфь и Адмиралтейство по причине частого там обмеления фарватера, учредил здесь обширную казенную фабрику суконную и вообще хотел поставить сей город на степень важнейших мест в государстве».
Вскоре после основания Таврова Петр заложил город Хоперск как вспомогательный пункт для Таврова, где хранились припасы, канаты, инструменты и провиант, а также строились суда. Этот город под именем Новохоперска существует и сейчас, а Тавров еще до екатерининской губернской реформы переведен за штат. К.И. Арсеньев пишет, что сам Петр I «усмотрел более выгод в местоположении Павловска, а Тавров пренебрежен». Тем не менее вклад Таврова в создание Азовской флотилии, а следовательно в дело утверждения России на южных морях, очевиден.
Албазин — первый русский город на Амуре, основанный в 1650 г. Е.П. Хабаровым, конечный пункт многотысячеверстного Сибирского тракта, возглавил Албазинское воеводство и служил центром крупного сельскохозяйственного района. Прославился героической обороной; немногочисленный гарнизон его проявил поразительную стойкость во время осады города маньчжурскими войсками. По Нерчинскому договору с Китаем крепостные сооружения Албазина были срыты. Город более не возродился.
В станице Албазин (сельское поселение сохранило прежнее наименование) перепись 1897 г. зафиксировала 600 жителей.
Здесь приведены лишь отдельные примеры знаменитых экс-городов. А в их числе еще Мангазея, Старая Рязань, Булгар, Колывань, Илимск и многие другие.
Почему города перестают быть городами?
При попытках разобраться в причинах угасания городов и перехода их в разряд бывших обычно обращают внимание на причины, лежащие на поверхности, чаще всего локального характера.
Не всегда удачным оказывалось преобразование в город селения, у которого не было, как выяснялось впоследствии, достаточно возможностей, чтобы успешно выполнять обязанности города. Через некоторое время с неудачника стаскивался городской мундир, городской жезл вручался новому избраннику. Судай был заменен Чухломой, Белый Яр — Сенгилеем, Каспля — Поречьем (Демидов). В результате пополнялись ряды экс-городов.
Крупный центр окружал себя спутниками, а потом, продолжая испытывать жажду роста, поглощал тех из них, которые неосторожно к нему приблизились. Москва поглотила в ХХ в. восемь городов. Поглощенные крупным соседом, такие города или растворялись, или при утрате самостоятельности сохраняли обособленность. Санкт-Петербург сделал своими частями — городскими районами Ломоносов, Павловск, Пушкин, Колпино, Сестрорецк, Зеленогорск и даже Кронштадт. Но в реальности все они — города. И разве хорошо будет, если эти своеобразные, очень индивидуальные во многих отношениях знаменитости утратят свое лицо? Но официально все они сейчас — экс-города.
Основными причинами угасания и исчезновения городов являлись кардинальные перемены в жизни страны, в ее территориальном устройстве — появление крупных опорных центров, новых транспортных магистралей — осей экономического развития. На каждом историческом этапе сеть городов адаптировалась к изменившимся условиям. Она, чтобы соответствовать новым условиям и потребностям, обязана была трансформироваться.
Почему важно изучать экс-города?
Формирование сети городов — сложный процесс, в котором возникновение и учреждение новых городов сопровождается отмиранием части старых. Только рассматривая взаимосвязанно и сопряженно обе эти составляющие, можно достаточно полно представить себе в реальности формирование сети. Обилие экс-городов — характерная черта российской урбанизации. Их изучение позволяет лучше и глубже уяснить особенности и географический ход урбанизации в нашей стране.
Обязательный вопрос возникает при изучении того или иного города: «Почему город возник именно в данном месте»? Важность ответа на него подчеркивал Н.Н. Баранский. Его можно дополнить диаметрально противоположным вопросом: «Почему город, находясь в данном месте, перестал быть городом?» Ответы на оба вопроса можно получить на основе географического анализа, разобравшись в свойствах географического положения, изучив процессы трансформации территориальной структуры хозяйства.
Изучать экс-города интересно, полезно и необходимо.
Г.М. ЛАППО, доктор геогр. наук, главный научный сотрудник Института географии Российской академии наук
<a href="https://62info.ru/history/node/386">История Рязанского края: Экс-города России</a>