Ранее мы уже говорили о национальных парках и их значимости для людей, более подробно с материалом можно ознакомиться в Части 1 и Части 2.
Национальные парки возле Хасинта Арианна Руру Руру.
Национальные парки Новой Зеландии и Канады представляют собой идеальную основу для оценки последствий новых более инклюзивных и уважительных правовых отношений.
Национальные парки - это, в конце концов:
- земли предков коренных народов, часто содержащие последние остатки местной флоры и фауны, необходимые для культурного выживания коренных народов;
- продукты колониализма;
- позиционируемые как символ нашей национальной идентичности и будущего;
- подлежащие обязательному юридическому дискурсу примирения.
Что касается первого пункта, то мировоззрение коренных народов основано на понимании того, что люди тесно связаны с окружающей средой и что окружающая среда отражает наши истории идентичности и знания. Некоторые конкретные достопримечательности особенно важны, в том числе, в контексте маори, некоторые горы в национальных парках. Горные вершины, такие как Тонгариро, Таранаки/Гора Эгмонт и Аораки/Гора Кук являются предками племен, которые живут под этими вершинами.
Например, Аораки был сыном Рангинуи (Небесного Отца), который греб в лодке.
Вака (лодка) со своими братьями ищет Папатуануку (мать Земли). Не найдя ее, они продолжили произносить каракию (молитву), чтобы вернуть их отцу. Но они произнесли молитву неправильно, заставив свою лодку врезаться в скрытый риф. Когда они вскарабкались на самый верх лодки, они и их лодка превратились в камень и в процессе этого создали то, что мы обычно называем сегодня Южным островом (который в других легендах описывается как лодка Мауи, на которой он ловит рыбу на Северном острове).
Другая история рассказывает о том, как великие горы на Северном острове пришли к своим истокам, где присутствуют стоячие пятна.
Когда-то горы на Севере были сгруппированы в центре острова, где живут Тонгариро (мужская гора) и Пихама (женская гора). Другие мужские горы, в том числе Таранаки, сражались с Тонгариро за прекрасную Пихаму. Тонгариро победил. Другие горы были изгнаны из этого района, в том числе Таранаки, который бежал, создав большую реку на своем пути. Это объясняет, почему этот пик стоит один на западном побережье.
Эти горы являются неотъемлемой частью племенной идентичности, и каждая форма почитается как священные предки.
Примечательно, что Тонгариро, Таранаки и Аораки - это все горы, заключенные в границах национального парка.
Они управляются Департаментом охраны природы.
Коренные народы Канады дорожат подобным персонифицированным целостным мировоззрением, и земли, характерные для их самобытности, также находятся в пределах национальных парков, в основном принадлежащих и управляемых парками Канады.
Например, инуиты считают земли, которые сейчас находятся в Национальном парке "горы Торнгат", “более чем дикой природой, это родина инуитов".
Кроме того, национальные парки, особенно в контексте Новой Зеландии Аотеароа там, где они занимают значительную часть суши, содержится большая часть последней оставшейся местной флоры и фауны. Это важно, поскольку, как недавно заявил трибунал Вайтанги, Департамент охраны природы несет ответственность за большую часть остающейся окружающей среды, в которой развивались маоранга-маори (знания маори), и которая необходима культуре маори для ее постоянного выживания.
Таким образом, национальные парки имеют важное значение для духовной самобытности и культурного выживания коренных народов.
Но есть надежда на совпадение устремлений между коренными народами и руководителями национальных парков, поскольку и те, и другие стремятся к достижению аналогичной конечной цели сохранения этих мест на благо будущих поколений.
Таким образом, в этом первом пункте национальные парки являются идеальным координационным центром для изучения нынешних обязательств по примирению.
Перейдем ко второму утверждению, что парки являются продуктом колониализма, то есть национальные парки Канады и Новой Зеландии Аотеароа были смоделированы по образцу Йеллоустонского национального парка Соединенных Штатов (созданного в 1872 году). Британские поселенцы, прибывшие на берега "Нового Света", ошибочно считали большие пространства земли пустыми, нетронутыми и дикими. В попытке заполнить пустоту в ландшафте и утвердить свою идентичность на земле, ярлык национального парка оказался полезным. Это позволило поселенцам заявить своим друзьям и семьям на родине, что они путешествовали по морям, чтобы жить в самых географически красивых частях мира.
Колониальная идеология позволяла колонизаторам быть слепыми к образу жизни первых народов и создавать свои собственные истории и языки на различных горных вершинах и речных долинах.
Рационализированный сначала как туристический и рекреационный инструмент, он не был до 20-го года века, когда национальные парки прочно вошли в природоохранные цели. Таким образом дело в том что первые национальные парки Канады и Новой Зеландии Аотеароа были созданы в эпоху, когда коренные народы считались "дикими", живущими на "диких" землях, она предоставляет идеальную возможность для изучения последствий нынешнего понимания того, что национальные парки преобладают над коренными землями.
В-третьих, национальные парки позиционируются как символ нашей национальной идентичности и будущего. Национальные парки по-прежнему неразрывно связаны с национальной идентичностью. В 2006 году национальные парки Канады были описаны как
то, что мы представляем как страна и что мы отстаиваем как граждане
и как
иконы нашей нации часть национальной идентичности и источник гордости для всех канадцев
Они являются символами Канады для всего мира, или, по мнению правительства Новой Зеландии Аотеароа, они являются”драгоценными камнями общественных заповедных земель Новой Зеландии".
В 2007 году, тогдашний министр окружающей среды Канады Рона Амброуз описала землю, управляемую Парками Канады, как некоторые из наших самых прочных и заветных национальных сокровищ. И что эти выдающиеся богатства находятся в самом сердце идентичности Канады – они представляют собой самое лучшее из национальной среды и культурной жизнеспособности.
В 2008 году тогдашний министр окружающей среды Канады и министр, отвечающий за парки Канады, заявил, что для решения проблем, связанных с изменением демографии, изменением мирового климата, тенденциями в области туризма и экологическими проблемами, парки Канады работают рука об руку с коренными жителями, правительством, общинами и деловыми партнерами. Вместе они чтят и охраняют природные и культурные особенности, которые определили судьбу страны и сформировали канадскую идентичность, и обеспечивают их сохранение на благо будущих поколений.
Если верить новой юриспруденции в области прав коренных народов, то национальные парки - это места, которые должны символизировать трансформационные отношения, демонстрируя, как могут быть созданы уважительные отношения с коренными народами и как могут быть вытеснены колониальные идеалы пространства.
Кроме того, переходя четвертому пункту, можно отметить, что национальные парки являются предметом обязательного обсуждения вопросов примирения. В Канаде закон О национальных парках Канады не может толковаться как отменяющий существующие права коренных народов или договорные права в силу обязательства, взятого на себя в соответствии со статьей 35 Закона О Конституции.
В Новой Зеландии Аотеароа закон О национальных парках (через закон о сохранении) должен толковаться и применяться таким образом, чтобы обеспечить осуществление принципов договора Вайтанги.
Примечательно, что в последние годы Министерство охраны природы и парков Канады предпринимают попытки охватить новый правовой дискурс признания коренных народов и прав и обязанностей короны.
В дополнение к этим четырем пунктам международное сообщество было осведомлено и поддерживало необходимость признания коренных народов в управлении национальными парками в течение некоторого времени.
Если материал кажется вам интересным поставьте лайк и подпишитесь на канал чтобы не пропустить новые публикации.
Спасибо за внимание