Большинство ведущих экономистов в течение последнего столетия сосредоточились главным образом на максимизации пользы, которую человек может получить от потребления товаров и услуг на основе своего дохода, и до недавнего времени не проявляли серьезного интереса к изучению того, могут ли такие экономические усилия привести к росту личного счастья. На самом деле, обе эти концепции - полезность и счастье - до сих пор часто используются экономистами как синонимы.
Исследования счастья практически отсутствовали до последней четверти 20 века. Однако это молчание было нарушено в начале 1970-х годов, когда два крупных исследования, проведенные двумя психологами и одним выдающимся экономистом, поставили дилемму, что увеличение дохода, которое может увеличить пользу потребителя, не обязательно повышает его счастье.
Эта дилемма, широко известная в литературе под названием "Парадокс Истерлина", привела в последние годы к многочисленным исследованиям, которые показали растущий интерес к изучению счастья. Действительно ли деньги могут купить счастье?
Что такое счастье?
Счастье - это понятие
"смысл, о котором все знают, но о котором никто не может рассказать"
(H. M. Jones, цитатата из Myers & Diener, 1995)
Ряд психологов, однако, пытались определить счастье как более широкий опыт реализации, не обязательно ограничивающийся только материальным благополучием.
Счастье как душевное состояние, которое
"включает в себя ощущение радости, удовлетворения или положительного самочувствия, в сочетании с ощущением, что жизнь человека хороша, значима и достойна".
(Соня Любомирская, 2001)
Несколько экономистов в последние годы также начали отождествлять счастье с более широким индексом субъективного благополучия. Фактически, большинство этих экономистов используют для описания счастья разные термины, такие как "благополучие", "субъективное благополучие" и "удовлетворение жизнью".
Независимо от того, как это характеризуется, факт остается фактом, что счастье в целом - это стойкое психологическое ощущение того, что человек находится в состоянии удовлетворенности. Очевидно, что это представляет собой более широкое чувство самоудовлетворенности, чем то, что подразумевается под узким определением полезности, которое может быть усилено увеличением потребления за счет увеличения доходов.
Обратите внимание, что это более широкое определение счастья придает силу пасхальному парадоксу - генезису исследований счастья, поскольку этим определением становится совершенно очевидно, что счастье может быть увеличено любым фактором, который способствует устойчивому психологическому удовлетворению, а не обязательно только увеличением дохода.
Важно отметить, что приведенное выше определение счастья ни в коей мере не умаляет важности дохода в общем благосостоянии человека. Человек нуждается, по крайней мере, в средствах первой необходимости для своего выживания, и в этом смысле доход необходим для его благополучия. Хотя комфорт и роскошь не являются абсолютно необходимыми для выживания, они добавляют удобства жизни и тем самым способствуют счастью.
Именно по этой причине в нескольких перекрестных исследованиях была выявлена положительная связь между доходами и счастьем. Однако предположение о том, что повышение материального благосостояния только за счет повышения доходов может привести к повышению уровня счастья, остается сомнительным, поскольку после определенного уровня дохода, необходимого для удовлетворения основных потребностей человека, другие факторы имеют приоритет над доходом в дальнейшем развитии счастья.
Доход, несмотря на его важность, не является единственным определяющим фактором счастья, и поэтому стоит изучить другие факторы, которые могут способствовать его росту.
В поисках других определяющих факторов счастья, экономисты и психологи в течение последних нескольких десятилетий обнаружили, что, в дополнение к доходам, хорошее здоровье, брак, основанный на поддержке, хорошие социальные отношения, свобода, демократия, отсутствие трагедии и так далее, также вносят значительный вклад в уровень личного развития человека.
Таким образом, стало очевидно, что как объективные, так и субъективные факторы одинаково важны для продвижения счастья. Однако большинство психологов менее оптимистично оценивают влияние объективных факторов на счастье человека. Фактически, они утверждают, что все эти переменные составляли даже менее 15% дисперсии счастья.
Многочисленные исследования ряда психологов, связывают счастье с позитивным мышлением человека, которое определяет его счастье больше всех других факторов, целей и субъективности. Отметим, что счастье - это психологическое чувство, которое в значительной степени зависит от различных жизненных событий, и поэтому оно никогда не может быть полностью объяснено только объективными детерминантами.
Психологические переменные, помогающие справиться с этими жизненными событиями, могут быть в состоянии лучше объяснить такое психологическое явление, чем объективные детерминанты. Позитивное отношение - это такая психологическая характеристика, которая, помогая человеку воспринимать и позитивно реагировать на различные жизненные события, может напрямую влиять на его счастье. Поэтому не следует недооценивать значение этой переменной в определении личного счастья.
Позитивное отношение
Ученые приводят аргументы в пользу включения позитивного отношения как определяющего фактора счастья. Отношение - это ненаблюдаемая внутренняя характеристика, которая проявляется только через реакции человека на различные жизненные события. Человек с позитивным отношением видит светлую сторону каждой ситуации. Такой человек может не только воспринимать и планировать жизненные обстоятельства в позитивном ключе, но и часто получает положительные значения даже от негативных событий. Человек с таким взглядом на себя и мир, скорее всего, столкнется с жизненными невзгодами более сбалансированно, чем человек, который воспринимает вещи негативно.
Поэтому человек с позитивным отношением, скорее всего, останется более счастливым. Другими словами, счастье человека зависит больше от его собственного отношения, чем от других внешних факторов, потому что даже при наличии всех этих благоприятных факторов (например, более высоких доходов, хорошего здоровья, гарантированной занятости, успешного брака), человек может чувствовать себя несчастным, если воспринимает жизнь с негативными перспективами. Это ясно свидетельствует о том, что именно отношение человека в значительной степени определяет его личное счастье.