Найти тему

Откуда взялась башкирская интеллигенция?

Материалы круглого стола:

Интеллигенция как общественно-политическое явление: башкирский вопрос.

Историк (Юсупов) Здравствуйте, уважаемые участники круглого стола. Российское общество за последние десятилетия претерпело кардинальные изменения. Все мы прекрасно знаем, и были свидетелями как вместе с развалом Советского союза в кризис впала вся советская, а потом уже российская общественность. Особенно это отразилось на российской интеллигенции на ее идеалах и национальных ориентирах. Что же произошло с нашей национальной интеллигенцией за это период, в каком она состоянии сегодня и какие перспективы ее развития? Вот об этих и других проблемах мы собираемся сегодня с вами поговорить.

Политолог (Карамышев): Думаю, в первую очередь хотелось, что бы мы определились, что такое интеллигенция. Интеллигенция – это довольно устойчивая и постоянно пополняемая прослойка людей. Это люди искусства, информационных, идеологических сфер, «технари», наконец. То есть это сложно структурная система. Выслушав речь ведущего, как я понимаю, речь пойдет в первую очередь о гуманитарной интеллигенции.

Историк (Юсупов): Да, но, думаю, термин требует более точной формулировки. А именно, кого именно мы подразумеваем под общественной гуманитарной интеллигенцией, чем она сегодня живет и, самое главное, что могла и может она создавать и генерировать. Взглянем на историю, как происходило формирование нашей гуманитарной интеллигенции. Оформление башкирской национальной интеллигенции, точнее ее национальных ориентиров, фактически происходили неразрывно с государственной идеологией и номенклатурой.

Беспрецедентный взрыв в среде башкирской общественности и формирования качественно новой национальной интеллигенции в начале 20-го в. в 20-30-е гг. был погашен, сама же прослойка этих людей была уничтожена. На некоторое время образовался вакуум в башкирской общественной мысли. Дальнейшие изменения – не столько реанимация, сколько оформление качественно новой интеллигенции. Она приходится в основном на 40-е гг. Так в 1945 году выходит знаменитое постановление ЦК ВКП (б) «Об агитационно-пропагандистской и идеологической работе в БАССР». Появление на свет этого постановления для башкирской общественности имело большие последствия. На его основании ОК ВКП(б) проводит масштабную идеологическую работу. В первую очередь, конечно, это затронуло гуманитариев. Из среды писателей выявляются работы, не согласовывающиеся с советской идеологией. В опалу попадают работы и их авторы, как, например, М. Бурангулов («Башкирская свадьба» и «Идукай и Мурадым»), Б. Бикбай «Кахым туря»; формируются целые комиссии для работы над теми или иными сферами деятельности: в театральном искусстве, в писательской среде, историков. Причем это не требовало каких-либо жестких мер, как в 20-е гг. В обществе уже были уничтожены и изжиты те, еще не успевшие окрепнуть, идеалы о Малой Башкирии, автономии, событиях в начале 20-в. и т.д. Так, например, в июле 1945 года была сформирована специальная комиссия по редактированию «Очерков по истории БАССР», где были определенны основные идеологические ориентиры для работ по истории. И научная, и общественная мысль оформлялась и фактически функционировала на основе этих идеологических норм. В неразрывной связи с номенклатурой. Так вот современная башкирская гуманитарная общественность унаследовала, можно сказать, на генетическом уровне, те национальные идеалы, которые были выработаны еще в советский период, не предложив ничего качественно нового. И воспитанные в подобном духе зачастую психологически не могут преодолеть те или иные стереотипы.

Социолог (Бердин) Интеллигенция вообще как социально-общественное явление была только в России и даже сам латинский термин введен Боборыкиным в конце XIX веке. Ее следует отличать просто от образованных людей, интеллектуалов и работников умственного труда. В дореволюционный период она обладала огромной силой, которая была недооценена. Обладает ею и сейчас. Ее отличал ряд признаков. Первый – интеллигенция представляла собой самостоятельную субкультуру, которая была оторвана от народа. Второй, то, что мировые кризисы сильно влияли на интеллигенцию. В первую очередь это выразилось в ее безрелигиозности, «кризисе безбожия». Третьим признаком являлась ее идеологизированность и антигосударственность. Эти признаки появились в условиях конкретной исторической обстановки. Сталину же удалось подавить и подчинить эту силу государству. Но ненадолго, после ХХ съезда этот страшный феномен вновь набрал силу и сыграл крупную роль в развале страны.

Башкирская и татарская интеллигенция формировалась параллельно со всей советско-российской интеллигенцией. Поэтому она обладала всеми теми же чертами, что и вся интеллигенция на советском пространстве. Но к постсоветскому времени прибавилось еще ряд признаков так же общего характера. Идеологизация, следовательно, зашоренность собственными интеллигентскими стереотипами, заданность мышления никуда не делась, она просто сменила окрас. Под видом борьбы с режимом разрешалось ругать все, что было связанно с советским периодом, можно было «пинать мертвого льва». Но советский режим рухнул из-за информационной агрессии, обрушившейся на него извне. И советская, и национальные интеллигенции выступили, может быть, невольно, союзником этого антигосударственного процесса. И российское, и башкирское общество, что бы как-то адаптироваться, должно научиться справляться с информационной агрессией. Сейчас наступило время информационных войн, что требует новых подходов и взглядов. И первое, что нужно было сделать – отказаться от стереотипов мышления, заданных антигосударственной, ненародной интеллигентской субкультурой. Но вместо того, что бы создать собственную идеологию, наши научные элиты постоянно пытались аргументировать с пробашкирским колоритом в принципе давно установившиеся и разрешенные вещи, в тоже время либо, копируя Казань, либо то, что дает сверху Москва. В результате появилось множество политических мифов.

Прикрытие поиска истины различного рода мифологемами – это нормальное явление и обязательная составляющая любого современного общества в информационном мире, но вся проблема в том, что сама интеллигенция поверила в большинство этих мифологем, созданных ею самой. Поэтому ее новая «идеология» стала очень уязвима. Сегодняшняя интеллигенция принимает довольно жесткие удары со стороны политической оппозиции. Всем известны опусы «кучумовых» и «орловых». Но и они ведутся, в большинстве случаев, не на высоком научном уровне, на основе тех же стереотипов, что и мифы их противников, только меняя знаки «плюс» на «минус». Попытки переосмысления тех или иных событий и исторических личностей далеки от объективности, здесь просто берется та или иная идеологическая формула и рассматривается с обратной стороны.

Писатель (Хусаинов) Хотелось бы несколько реабилитировать советскую башкирскую интеллигенцию. Да, она как социальное явление была искусственно создана в 30-40 гг. Многие из числа интеллигенции были просто представителями, но ведь в последующем из среды этой прослойки появлялись такие литературные звезды как Р. Гарипов, М. Карим.

Журналист (Хамидуллин) Согласен с Социологов (Бердиным) по основным признакам интеллигенции. Это известное определение Бердяева, но Социолог (Бердин) нам представил все в весьма негативном виде…

Социолог (Бердин) Тем не менее. Именно интеллигенция в самом определении является источником для всеобщего отрицания и подавляющего пессимизма в обществе. Лично себя я нисколько не причисляю к интеллигенции.

Хурналист (Хамидуллин) Давайте отойдем от строгих определений этого социального явления. У каждого социума есть собственные социальные прослойки в той или иной степени приближенные (или отдаленные) от определения интеллигенции. Так вспомним начало XX в. А-З. Валидов, Ш. Манатов, Ш. Бабичев и многие другие в принципе были типичной интеллигенцией, народ в принципе не понимал конкретно всех программ и идей которые выдвигали башкирские лидеры, но они все-таки смогли поднять народ и формировать военизированные отряды из числа коренного населения. Поэтому не надо ударятся в классические определения.

Композитор (Сальманов) В первую очередь интеллигенция должна вести народ, быть его двигателем. Согласен с Журналистом (Хамидуллиным), в башкирской истории есть опыт взаимодействия интеллигенции и народа, это было бы хорошим подспорьем для современной активной части башкирской общественности.

Историк (Юсупов) Согласен с вышесказанным. Привязка к определениям рискует вывести наш разговор на отвлеченные темы. Предлагаю самим дать определение и обозначить архетип башкирской интеллигенции.

Писатель (Хусаинов) Интеллигенция в первую очередь это образованная часть людей. Однако и здесь я не решился бы назвать их интеллигенцией в нашем понимании. Мы часто можем видеть людей с высшим образованием, даже кандидатов и докторов наук которые просто транслируют те или иные идеи, не давая что-то новое и действенное. Вряд ли их можно причислить к интеллигенции. Думаю интеллигенция - это люди, которые занимаются реальными делами, т.е. занимаются творчеством в самом широком смысле этого слова.

Социолог (Бердин) «Те, кто ничего не делает» это есть и те люди, которые, творя, в тоже время остаются на устаревших методологических и концептуальных основах, а это замкнутый круг. Но возникает другой вопрос, что делать современной, т.е. молодой, не зашоренной советской идеологией интеллигенции? В первую очередь мы должны выйти из старых стереотипов. И без оглядки на «стариков» и оппозицию создавать собственную региональную идеологию.

Журналист (Хамидуллин) Конкретных рецептов по решению этих вопросов нет. Ответим на вопрос, где становой хребет башкирского общества сегодня? В деревне. Именно она должна стать основой для башкирской интеллигенции. Нужно идти в народ! Городские башкиры уже на 2-3 поколении отрываются от народа или вовсе теряют свою идентичность. Поэтому у нас нет средней прослойки интеллигенции и нужно катализировать это процесс. Мы должны создать интеллигентский фон. И не подстроенный по государственную идеологию. Раньше его не было его нет и сегодня. Последняя конференция, посвященная 450-летию, это показала в самых ярких тонах. Вести целенаправленную работу по формированию башкирской интеллектуальной элиты с собственным гражданским и идеологическим сознанием. Вспомним хотя бы башкирские йыйыны. Не тот фарс, что мы видим сегодня, а те, что проходили еще два столетия назад. Именно там принимались решения о дальнейшей судьбе башкирского народа и решали ее башкиры и независимо от позиции Москвы. Необходимо как-то реанимировать этот институт. Нужно создать собственную идеологию в рамках собственной автономии башкирского народа внутри Башкирии, независимую от позиции Москвы, Уфы или чего-то еще. Нужно собственное гражданское самосознание. Сейчас же, мы должны работать проблемно: давать решительный отпор всяким нападкам со стороны «кучумо-орловичей», обратить свое внимание на северо-западный Башкортостан и т.д.

Социолог (Бердин) Не следует путать термины. Такая автономия, о которой говорите вы, уже формально есть, это национально-культурная автономия, она обеспечена законом 1996 года, и ее всегда добивались и добились татарские националисты. У башкир ситуация всегда была другой - они боролись за национально-территориальную автономию, которая и была осуществлена хотя бы ритуально в рамках БАССР и РБ. Оторваться от нее – это именно то чего и добиваются от башкир противники их самобытного существования как этноса. В первую очередь мы должны четко различать, хотя бы для себя самих, условное понятие «суверенитет» и реальное понятие «национально-территориальной автономии». В начале 1990-х гг. на это указывал еще Юлдашбаев, но, естественно, такое указание было тогда просто не применимо, потому что мифический суверенитет прикрывал собою совершенно реальную борьбу за место в общероссийской номенклатурной иерархии. Теперь, когда эта иерархия в целом сформирована, условное и юридически уязвимое понятие суверенитета молча убирают. Но сами то мы должны понимать, что нам необходим не призрачный суверенитет, а то реальное что он под собой скрывал - национально-территориальную автономию, за которую мы должны бороться под любым названием, не должны ее уступать. Для этого нужно четко различать само явление и прикрывающие его мифы, которые легко рушатся под напором враждебной и республике и башкирам как этносу пропаганды, направленной именно против реальной, и даже против ритуальной автономии Башкирии.

Историк (Юсупов) По поводу хождения в народ. Не будем забывать, что интеллигенция это субкультура города, а не деревни. Именно там должна находить свою нишу новая интеллигенция. Нужно найти выход как нашей национальной интеллигенции самовоспроизводиться в городской среде. Может нам нужно не столько «хождение в народ», сколько повернутся лицом к городу?

Писатель (Хусаинов) Вот именно, как же это сделать? Думаю, ответ можно найти лишь в том, что бы как можно больше привлекать активную башкирскую общественность к диалогу. Проще говоря, нужно больше общаться. Мы просто напросто не знаем, что твориться друг у друга в головах. Лично я впервые сижу в обществе башкир и разговариваю на интеллектуальные темы. Мы (то есть молодые образованные башкиры) можем жить в одном городе, подъезде и не видеть друг друга. И каждый думает, что он один в этом мире и единственный носитель башкирских идей и башкирского духа. И таких сотни, если не тысячи.

Политолог (Карамышев) Полностью поддерживаю. Коль мы говорим о национальной интеллигенции, в первую очередь необходимо, чтобы она «ощутила под собой почву», выработала собственное информационное и идеологическое поле. Поэтому будем собираться и в дальнейшем, ставить перед собой вопросы и пытаться на них ответить.

Историк (Юсупов) Как уже сказано, интеллигенция это прерогатива города, где и должна она находить эту самую «почву». В рамках обсуждаемой нами темы хотелось обратить внимание на проблему городских башкир. Вопрос очень остр и актуален. У нас нет сегодня так скажем урбанизированной башкирской культуры. Что-то подобное ей вынашивают только городские башкиры первого, максимум второго поколения. И это скорее остатки деревенской культуры. Не генерируясь и не адаптируясь к условиям города, со временем они практически исчезают, а с ним и этническое самосознание.

Писатель (Хусаинов) По этому поводу можно привести такой пример - актриса Г. Мубарякова, которая родилась и воспитывалась в городе, постоянно играя на сцене башкирские пьесы и разговаривая со своими коллегами на родном языке ,смогла сохранить башкирский язык. Поэтому нужно создавать языковую среду.

Политолог (Карамышев) Это предполагает автономность башкирского этноса в городе, проще говоря диаспоры, но этот путь не реален для башкир. К примеру, башкирские диаспоры к крупных городах России. Часто или редко, но собираются, решают собственные проблемы, создают собственный круг для общения и т.д. то есть функционирует типичная диаспора. Но создавать подобное в Уфе в центре республики – нонсенс. Главная наша задача сохранить то, что есть. И так что бы она воспроизводилась в том виде в котором она получится. И вряд ли, во всяком случае, на первых этапах, можно создать башкирскую языковую среду. Хотя бы давайте выработаем привлекательность культуры.

Социолог (Бердин) Урбанизация может быть разнообразной. Есть культура мегаполисов и малых городов…

Политолог (Карамышев) В этом случае должны говорить о башкирских кварталах, но это упирается в первую очередь в финансовую обеспеченность. Здесь в первую очередь речь идет об Уфе как мегаполисе.

Писатлеь (Хусаинов) Представим такую ситуацию. Башкирский ребенок растет в городе, где общается в полиэтничной среде, в первую очередь это русские и татары. Последние черпают информацию о своем этносе в первую очередь в школе, книгах, телевизоре и т.д., а как будет реконструировать образ своего этноса башкирский ребенок, если учебники и книги по оформлению и иллюстративности сильно уступают тем же русским. По телевизору он видит в башкирской молодежи преимущественно деревенских ребятишек, которые отличны от городских. Ребенок просто переключает и смотрит русскую подростковую передачу, более ему близкую и понятную. Учебник же по истории РБ для ребенка с каждым годом становится все мрачнее и скучнее.

Журналист (Хамидуллин) Для нас есть живой пример. Что делали татары? Они выработали целый татарский проект. В Татарии вкладываются немалые деньги для популяризации своей истории и культуры. И у татар, в том числе у молодежи, выработались довольно устойчивые хоть и мифологические стереотипы. Нужно перенять их опыт.

Политолог (Карамышев) Книжные полки сегодня полны башкирской литературой, но они не пользуются спросом. Однажды что бы сделать своему другу подарок мне пришлось прошерстить все книжные магазины в Уфе. Но мне удалось найти то, чего хотел. Это эпос «Урал-батыр» изданный на трех языках, башкирском, русском и английском. Отличное издание. Мой друг до сих пор благодарит меня за этот подарок. Но ведь это единичное издание, подобного я больше не встречал. Именно из-за этого и получилось у татар вывести свою историю за рамки РТ. Они широко использовали несколько языков. Мы же замыкаемся в границах РБ и башкироязычного населения.

Социолог (Бердин) Могу назвать несколько условий для оптимизации башкирского книгопечатания: 1. повысить качество книг; 2. расширить охват, т.е. и татарин, и русский должны находить свое место в истории Башкортостана; 3. обязателен критический элемент.

По поводу перенимания опыта у соседей. Думаю, здесь не следует подходить однозначно. Мы в разных условиях. Уверен, каждый представитель татарской гуманитарной элиты понимает мифологичность и уязвимость «татарской концепции». Но у них нет другого выхода. Поэтому история и культура татар пропагандируется оголтело и порой с фанатизмом. Мы этого с легкостью можем избежать. У нас есть то, чего нет у татар – это богатой этнической истории и культуры, причем не требующая прикрас. Мы не татары, и тем более не эльфы, и не гоблины, чтобы придумывать себе прошлое. Поэтому в первую очередь хотелось бы призвать к объективности и проблемному подходу. Только так без идеализации и оголтелого фанатизма мы сможем сконструировать это пресловутое «идеологическое поле».