Стресс и возбуждение
Все организмы стремятся поддерживать гомеостаз.
Стресс можно определить как нейрохимический ответ на потерю гомеостатического равновесия, мотивирующий организм к участию в деятельности, которая поможет ему восстановить равновесие.
Считается, что выбор образа жизни, снижающий стресс, в значительной степени защищает от болезней, и музыка может входить в их число.
Воздействие музыки на стресс и возбуждение. Расслабляющая музыка.
Потенциальное терапевтическое воздействие прослушивания музыки в значительной степени объясняется ее способностью снижать стресс и модулировать уровни возбуждения.
Слушание "расслабляющей музыки" (обычно считается медленным темпом, низким тоном и отсутствием текста) снижает стресс и беспокойство у здоровых людей, пациентов инвазивные медицинские процедуры, ишемическая болезнь сердца.
Также было установлено, что прослушивание музыки после болезненных медицинских процедур (например, хирургического вмешательства) снижает седативный эффект, а также уменьшает болевые и обезболивающие требования, хотя размер эффекта невелик.
Это связано со способностью музыки отвлекать или модулировать настроение.
Исследовано влияние расслабляющей музыки на уровень гормонов стресса по оси гипоталамо гипофизарно-гипофизарно-надпочечник (ГПА) у здоровых людей в покое, в сочетании с изображениями и при выполнении стрессовых задач.
Музыкальная терапия
Установлено, что музыкальная терапия, сочетающая методы релаксации и прослушивание классической музыки под названием Guided Imagery and Music (GIM), снижает активность HPA у здоровых людей.
Установлено, что два маркера HPA-активации снижаются после GIM, кортизола и b-эндорфина .
Уровень кортизола снизился после GIM по сравнению с тишиной, но условия управления, включающие только прослушивание музыки и только тихие изображения, не были предоставлены, b-эндорфин уменьшился, когда прослушивание музыки сочеталось с управляемыми изображениями, но не тогда, когда один из них был представлен один .
Эти исследования показывают, что терапия GIM снижает активацию стрессовой оси КБМ, но она не изолирует музыкальные эффекты как таковые.
Взаимодействие терапевта и участника, вероятно, также является способствующим фактором.
Три исследования сравнивали нейрохимическое воздействие музыки, основываясь на отобранных экспериментатором критериях, включая стиль, ритмические свойства и параметры возбуждения и валентности.
В одном исследовании экспериментатор выбрал классическую музыку, которую счел расслабляющей (60-100 ударов в минуту тихие звуки), по сравнению с техно-музыкой, которую экспериментаторы считали стимулирующей (130-200 ударов в минуту; визжащие звуки).
Предметы данного исследования не сообщили о предпочтениях или участии в определенном музыкальном жанре.
Технологическая музыка повысила уровень кортизола плазмы, АКТГ, пролактина, гормона роста и норадреналина, что согласуется с повышенной активностью оси HPA и симпатической нервной системы.
Расслабляющая классическая музыка не привела к ожидаемому сокращению КБМ и симпатической активизации (что подчеркивает необходимость более стандартизированного подхода к выбору музыки).
Интересно, что изменения в норэпинефрине, b-эндорфине и гормоне роста при прослушивании техно-музыки были отрицательно коррелированы с избеганием гамма излучения и положительно коррелировали с особенностями поиска новинок.
Эти данные позволяют предположить, что, помимо музыкального стиля, основополагающими личностными характеристиками являются факторы, которые опосредованно влияют на физиологическую реакцию на музыкальный стресс.
В другом исследовании были отобраны три музыкальных произведения, которые предположительно "отличались по своим ритмическим характеристикам", включая вальс Штрауса (обычный ритм), "современную классику" (неравномерный ритм) и "медитацию" (неритмический)
Нейрохимическое воздействие музыки сравнивали с молчаливым фоном.
Медитативный кусок значительно снизил уровень кортизола и норэпинефрина в плазме крови, в то время как два других куска не оказали никакого эффекта.
Предупреждение касается неформальных критериев отбора музыки: хотя музыка была выбрана на основе ритмических свойств, не представили их объективного описания.
Отдельное исследование собрало музыкальные рейтинги до проведения эксперимента с высокой меж рейтинговой надежностью .
Музыка, которая была оценена как расслабляющая и положительная (низкое возбуждение, высокая валентность) или возбуждающая и отрицательная (высокое возбуждение, низкая валентность), была сыграна и слюнный кортизол был измерен.
Не было обнаружено различий между двумя музыкальными условиями.
Тем не менее, эксперимент не использовал факторный дизайн и, следовательно, эффект возбуждения и валентности были запутанными и, возможно, маскировали кортизольные реакции.
Расслабляющая музыка во время стрессовых заданий
Два музыкальных занятия имитировали повседневный стресс, связанный с выступлением на работе или в школе.
Провели измерения в нескольких временных точках пост стрессора (каждые 15 мин в течение 2 ч) и сообщили о более быстром снижении уровня кортизола после прослушивания расслабляющей музыки по сравнению с бесшумным контролем.
Измерили, слюнный кортизол через 20 минут после стрессора.
Музыкальное прослушивание не влияло на уровень слюнного кортизола, но предотвращало вызванное стрессом увеличение частоты сердечных сокращений и систолического кровяного давления по сравнению с тишиной.
Это расхождение в выводах может частично отражать различия в сборе выборочной совокупности.