Найти тему
Шедевры вне времени

Зачем изучать культуру аниме?

Существует много ответов на этот вопрос. Японская анимация, или "аниме", как его сейчас принято называть как в Японии, так и на Западе, является феноменом популярной культуры. Это должно означать, что многие или большинство его продуктов недолговечны и зависимы от спроса рынка.

Можно и следует ли относиться к аниме так же серьезно, как и к необыкновенному спектру культурных артефактов, которыми славится японская культура? Можно ли рассматривать аниме как "искусство", или же его следует анализировать только как социологическое явление, ключ к пониманию некоторых актуальных проблем, существующих в современном японском обществе?

В Японии в последнее десятилетие аниме все чаще рассматривается как интеллектуально сложная форма искусства, о чем свидетельствует большое количество научных трудов на эту тему.

https:/www.pinterest.ru/pin/809029520542642260/?nic=1a&sender=806003801969402935
https:/www.pinterest.ru/pin/809029520542642260/?nic=1a&sender=806003801969402935

Кроме того, аниме является популярной культурной формой, которая явно опирается на предыдущие высокие культурные традиции. Влияние японских традиционных видов искусства, таких как кабуки и ксилография (изначально популярные культурные феномены), проявляется не только в средствах массовой информации, но и в использовании мировых художественных традиций кино и фотографии ХХ века.

Наконец, вопросы, которые оно поднимает, зачастую удивительно сложным образом, знакомы читателям современной "высокой" литературы (как в Японии, так и за ее пределами) и зрителям киноискусства современности.

Тексты анимации развлекают аудиторию по всему миру на самом базовом уровне, но, что не менее важно, они также стимулируют зрителей на других уровнях и провоцируют их на работу над некоторыми современными проблемами так, как это не могут сделать старые формы искусства. Кроме того, именно благодаря своему популярному охвату они в большей степени влияют на более широкую аудиторию, чем некоторые менее доступные виды высоких культурных обменов.

Другими словами, аниме, очевидно, является культурным феноменом, достойным серьезного отношения как с социологической, так и с эстетической точек зрения.

Шедевр технической анимации, “Акира” - сложное произведение искусства, которое провоцировало, сбивало с толку, а иногда и вдохновляло западных зрителей, когда оно впервые появилось за пределами Японии в 1990 году. Во время первого появления “Акиры” на Западе анимация считалась в основном мелким искусством, чем-то для детей, или, возможно, эпизодическим, абстрактным артхаусным фильмом.

Благодаря аниме Япония становится все более значимым игроком в глобальной культурной экономике. Действительно, один ученый зашел настолько далеко, что назвал аниме "главным культурным экспортером Японии". C 1997 охват аниме распространяется по всему миру. Его продукция пользуется популярностью в таких странах, как Корея и Тайвань, а также в Юго-Восточной Азии, где детский мультсериал "Дораемон" стал большим хитом в начале 1990-х годов. Аниме также проникло в Европу, из Великобритании, где “Акира” был самым продаваемым видео в год после своего выхода, во Францию, страну, которая в середине 1990-х годов транслировала более 30 часов в неделю японские мультфильмы.

В Америке популярность аниме также значительно возросла за последнее десятилетие. Если еще несколько лет назад оно было известно лишь небольшим подгруппам любителей научной фантастики, то сейчас аниме все больше выходит, по крайней мере, на маргинальную нишу в мейнстриме.

Что такое аниме? Определение аниме просто как "японских мультфильмов" не дает представления о глубине и разнообразии этой культуры. Многие определения на Западе пытаются объяснить аниме в сравнении с американской анимацией, в частности Диснеем. Эти настойчивые сравнения не позволяют оценить тот факт, что аниме касается не только того, что американские зрители рассматривают как в ситуации с мультфильмами. По сути, в аниме есть все, что западная аудитория привыкла видеть в живых фильмах - романтика, комедия, трагические приключения, даже психологические ощущения, редко встречающиеся в последнее время в массовой культуре западного кино и телевидении.

the source: pinterest.ru/pin/369506344428562036/?nic=1a&sender=806003801969402935
the source: pinterest.ru/pin/369506344428562036/?nic=1a&sender=806003801969402935

В отличие от мультфильмов на Западе, аниме в Японии действительно является популярным поп-культурным феноменом. Аниме воспринимается практически всем молодым поколением японцев в качестве основного культурного продукта. Зрители варьируются от маленьких детей до студентов колледжей и молодых людей, наслаждающихся научной фантастикой таких фильмов, как Акира и ее многочисленные потомки, например, мрачный сериал "Евангелион". Иногда, как это было с принцессой Мононокэ и другими фильмами ее режиссера Миядзаки Хаяо, аниме пересекает границы поколений, чтобы его могли увидеть все, от детей до бабушек и дедушек.

Изображения аниме, как считается, произошли от манги - графических романов, широко распространенных по всей Японии.

Чтобы еще раз вернуться к вопросу, заданному в начале этой статьи, "Почему аниме?", сейчас должно быть достаточно доказательств, чтобы показать ценность изучения этого сложного и увлекательного средства. Будучи одной из форм популярной культуры, аниме важно не только для своей растущей популярности во всем мире, но и как культурная форма, темы и образы которой выходят за рамки произвольных эстетических границ, чтобы затронуть значительные художественные и психологические аккорды. Кроме того, имея собственную смелость, проницательность и эмоциональную глубину, оно лучше многих других видов искусства достигает цель своевременно осветить некоторые из основных проблем глобального общества на рубеже тысячелетий.