Проект крейсеров-разведчиков разрабатывался в Японии в 1916—1921 годах . Из 4 запланированных два: «Фурутака» и «Како». Ещё две единицы («Аоба» и «Кинугаса») строились в 1924—1927 годах и из-за больших конструктивных различий выделяются в отдельный тип. основными противниками по мнению японского командования были Американская "Омаха" и британский "Хокинс", но на их фоне Японцы выглядели предпочтительнее.
Итак что же из себя представляли рабочие лошадки Японского флота?
Футурака по изначальному виду
а это Аоба
Корпус крейсера с наибольшими размерами 185,17×16,50 м делился переборками на 20 водонепроницаемых отсеков. Высочайшее соотношение длины и ширины (11,22), превышающее таковое у любых построенных к тому моменту в Японии крейсеров, было необходимым для достижения высокой скорости хода .Форштевень привычной для кораблей Японии S образной формы. Основной броневой пояс при длине 79,88 м, ширине 4,12 м и толщине 76 мм защищал котельные и машинные отделения. По проекту, он должен был выдерживать попадания 152-мм снарядов, выпущенных с дистанции 12 000-15 000 м, о защите от 203-мм главного калибра вашингтонских крейсеров не шло и речи
Главный калибр Футурака включал шесть 200-мм орудий в шести одноорудийных полубашнях.
ПВО -4*120мм орудий
-4*2 25 мм орудий
пулеметы 13,2 мм
торпеды 4*2*633 мм.
А теперь отличия Аоба от Футурака :
Установка 157-тонных двухорудийных башен вместо одноорудийных "полубашен" на Футураке.
Зенитные орудия дальнего действия. На корабли установили по четыре 12-см/45-калиберных зенитных орудия
Управление стрельбой. Отличалось от типа "Фурутака" следующим:
- вспомогательный пост управления стрельбой ПС и кормовые 3,5-метровые дальномеры типа 14 размещались за грот-мачтой;
- кормовые 90-см прожекторы типа "SU" для уменьшения взаимного влияния дальше разнесли друг от друга: левый стоял между трубами, а правый перед самой грот-мачтой;
- из-за возросшей дальности стрельбы в башнях №2 и №3 установили дополнительные 6-метровые дальномеры типа 14 (бинокулярного совмещающего типа) с дальностью действия 35000 м; на дистанции 25000 м ошибка составляла 235 м, на 20000 м - 191 м и на 10000 м - 48 м.
Скорость хода у обих типов крейсеров была одинакова около 35 узлов.
проект крейсеров типа «Фурутака» имел серьёзные недостатки, такие как низкая скорострельность главного калибра , устаревшее уже на тот момент зенитное вооружение, теснота и плохая вентиляция жилых помещений. Недостаточным было и само качество постройки .Частично они были исправлены на следующей паре кораблей и в ходе модернизаций.
Неоднозначной была и такая нехарактерная для других флотов особенность, как мощное торпедное вооружение. Последнее, принеся значительные успехи ЯИФ в первый год Тихоокеанской войны, было одновременно и слабым местом тяжёлых крейсеров японской постройки — взрывы собственных торпед от попаданий бомб и снарядов привели к гибели трёх кораблей («Микума», «Фурутака», «Судзуя») и серьёзным повреждениям ещё двух («Аоба», «Могами»)