Предыдущие три статьи были обзором первых двух дней фестиваля Вудсток 1969 года, который в этом году празднует полувековой юбилей. Вот ссылки на эти статьи:
"Реальный Вудсток. День первый",
"Реальный Вудсток. День второй",
"Реальный Вудсток. Второй день"
Опираться я старался на фактологию, обозревая фестиваль в хронологическом порядке, максимально отстранившись от мифологии. сложившейся за последующие полвека. Оказалось это довольно интересное занятие, пропускать через себя реалии этого мероприятия 1969 года.
Уже много позже станет понятным, что наиболее сильным получился вечерний отрезок второго дня фестиваля, который из-за бесконечных накладок сдвинулся далеко за полночь. И вообще второй день продолжался до утра третьего, фестиваль занял в итоге три дня вместо двух запланированных. После полуночи второго дня на сцене появились Криденс, которыми я и закончил последнюю статью. По воспоминаниям очевидцев, да и самих Криденс, их выступление прошло практически незаметным, так как подуставшая от адреналина и наркотиков публика практически спала, все полмиллиона.
Тем не менее сместившийся график выступлений решено было не нарушать и глубокой ночью, в 3;30 на сцене появилась группа Sly & the Family Stone. И, как это ни странно, смогла разбудить-таки публику энергичным и свежим выступлением.
Группа Sly & the Family Stone довольно играла в довольно необычном формате и стиле - а именно они исполняли психоделический фанк и соул. Подобная эклектика не смотрится чем-то необычным в музыкальном разнообразии конца шестидесятых годов, хотя сейчас такой сплав сложно себе представить. Тем не менее Sly считается одной из первых групп. которые привили чернокожим исполнителям популярной музыки стремление к социальному протесту. Неудивительно. что и им нашлось место на Вудстоке.
Группа просуществовала ещё несколько лет, до 1972 года, пребывая последние годы в агонизирующем состоянии. На Вудстоке они были в самом расцвете, успев до фестиваля выпустить четыре альбома и неоднократно возглавляя американские чарты.
После длительного забвения о группе вспомнили уже в XXI веке, включив её в список пятидесяти групп, оказавших наибольшее влияние на рок-н-ролл. Это серьёзное признание на самом деле.
После Слая Стоуна на сцене появились ребята, выступление которых на Вудстоке признано одним из лучших - и на фестивали, и в истории группы. Это были The Who. Музыкантов на фестивале могло и не быть - они долго и упорно рядились за цену своего выступления, причём делали это вплоть до самого выхода на сцену, которое из-за этого подзадержалось до пяти утра. Меркантильность музыкантов ничуть не умаляет того факта, что выступили они и в самом деле блестяще. К 1969 году The Who. транзитом через Британское вторжение в США дошли до серьёзной мировой популярности. Этому поспособствовало и несомненное развитие самой группы в сторону утяжеления звука и всевозможных новаторских подходов вроде сочинения рок-оперы "Томми". Вот бОльшую часть вудстокского выступления композиции из "Томми" и составили.
Существует некий миф о том, что во время выступления группы взошло солнце, озарив златовласого Роджера Долтри, который исполнял одну из центральных композиций "Томми" See Me, Feel Me. Об этом можно прочитать и в википедии, и во всевозможных воспоминаниях "очевидцев". Видеосвидетельство говорит об обратном, группа выступала в кромешной темноте, так же, как и Криденс. Однако публика к этому времени уже начала просыпаться, энергетику The Who продемонстрировали мощнейшую и я всегда с удовольствием пересматриваю их выступление на Вудстоке. Оно вышло настолько сильным, что и породило всевозможные мифы вроде "восхода Солнца".
Я люблю The Who прежде всего за их выдающийся альбом 1971 года Who's Next, очень меня привлекает интересное музыкальное построение их композиций. Ритм секция The Who периодически уходит во время исполнения в самостоятельное плавание. Энтуистл признанный виртуоз бас-гитары. Кейт Мун при всей своей кажущейся безалаберности демонстрирует удивительное разнообразие приёмов на ударных. В свою очередь и Таунсенд играет на гитаре очень жёстко. да и импровизирует постоянно. Линии гитары и ритм-секции расходятся, сходятся, снова расходятся в некотором рассинхроне, чтобы потом сойтись в кульминации. Разумеется на концертах это проявлялось наиболее выпукло, в том числе и на Вудстоке.
The Who выступали около полутора часов, после перерыва, в 7:30 утра, когда наконец уже взошло солнце третьего дня фестиваля, на сцену вышли следующие участники, которые должны были выйти в десять вечера предыдущего дня. Настолько сильно сбилось расписание - причины чего я указывал в предыдущих статьях, кому интересно.
Следующими участниками были кумиры калифорнийской кислотной публики группа Jefferson Airplane с неподражаемой Грейс Слик в качестве вокалистки. Группа конечно же исполнила свои хиты White Rabbit и Somebody to Love, но лично мне их выступление интересно не этим. А тем, что в качестве приглашённого музыканта с Jefferson Airplane выступал Ники Хопкинс, выдающийся британский клавишник, игравший со всеми великими, начиная с Битлз и Кинкс.
Будучи преимущественно сессионным музыкантом Ники внёс очень серьёзный вклад в звучание многих известных композиций. Летом я писал про него статью "Ники Хопкинс, как зеркало рока", в комментариях к которой один из читателей назвал Ники "великим чернорабочим рока". Я с этим не вполне согласен, Хопкинс настоящий творец. Его аккомпанемент зачастую кардинально менял настроение песни и тот факт, что он поучаствовал на Вудстоке вполне вписывается в богатейшее творческое наследие. которое он оставил. если разобраться где. что и с кем он играл. Ну про Ники я продолжу в ближайшее время, написав ещё одну статью, так как в первой раскрыл только часть его творческого пути.
Ну а пока посмотрим на выступление Jefferson Airplane с маниакальной утренней музыкой, как анонсировала своё выступление на Вудстоке Грейс Слик.
Jefferson Airplane поучаствовали во всех трёх значимых фестивалях детей цветов. На заре эры в Монтеррее в Лето Любви 1967 года, в расцвете хиппи-культуры на Вудстоке в августе 1969 года и на закате - в Альтамонте, в декабре того же года. Группа несомненно принадлежала самой сердцевине культуры хиппи. Как и многие знаменитые группы второй половины шестидесятых, в эпоху смены музыкальной формации конца десятилетия, группа прожила недолго, до 1972 года. Причиной роспуска группы явилось катастрофическое падение популярности, попросту музыканты исписались. как это говорят про писателей порой.
Но то, что я называю "психоделический звук Вудстока" именно Jefferson Airplane продемонстрировала во всей красе на фестивале. Известной Somebody to Love я закрою второй день фестиваля и свою статью. Второй день уже перешёл в третий и нас ждёт череда выдающихся выступлений, но уже в следующих статьях.
До встречи!