Данная статья полностью размещена в журнале Агрофорсайт http://agroforsait.ru в выпуске 1 за 2019 год (полная ссылка http://agroforsait.ru/выпуски/2019-2/№1_2019/импортозамещение-комбайна-часть 1-дос/. Можно спросить "Почему вдруг такая тема?". Помните, как популярно было импортозамещение, особенно в аграрной сфере. Сейчас эта тема заглохла, т.к. не ясно произошел же этот процесс или прошла мода и дальше - можно забыть. Вообще как в истории нашей страны мы импортировали в аграрной сфере и как боролись с импортом и в каких отраслях постараюсь рассказать в нескольких публикациях из моего журнала. Это позволит изложить и дать возможность читателям самим ответить на этот вопрос. Первая подсерия публикаций будет посвящена импорту комбайнов: начиная с дореволюционной истории, импорту и импортозамещению в советское время, а также какое состояние этого процесса сегодня в соотношении с потребностями экономики.
История комбайнов в отечественной истории началась еще в Российской империи. Аграрная страна сильно нуждалась в индустриализации, возможности конкурировать, но условия низкой производительности растениеводства формировались под воздействием массовости аграрного труда.
Между тем зарубежом первый патент так на комбинацию жатки и молотилки получил в США 8 августа 1828 года Samuel Lane. (рисунок 1 - в полной версии). В 1834 году Хирам Мур совместно с Халкалом изобрели, первую комбинированную жатку на тягловой силе (запрягалась лошадьми или мулами), прорадительницу комбайнов (рисунок 2).
Видео конного комбайна Мура можно увидеть по адресу http://agroforsait.ru/wp-content/uploads/2019/11/Мой-фильм2.mp4
Такой интерес к облегчению труда фермеров привел к тому, что с 1851 года в Соединенных Штатах было выдано около 3000 патентов на комбайны и навесное оборудование для них.
В Российской империи из-за дешевой рабочей силы такая техника была не интересна (можно в комментариях по обсуждать - почему) . Но тем не менее в 1868 году Андрей Власенко, выпускник Горецкого земледельческого училища Могилёвской области, изобрел и попросил десятилетнею привилегию на отечественную «Конную зерноуборку на корню» — это был первый в мире зерноуборочный комбайн. За рубеж в 1869 году на выставку данное изобретение не отправили из-за отсутствие денежных средств. А жаль, так как он мог посоревноваться и показать все свои преимущества. Кроме того, в советское время возникла версия о том, что российский комбайн был все-таки первый (см. А Колеснев. Россия –родина комбайнов// Техника — молодёжи 1948. № 03. С. 21-22. Точка доступа: http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1948-03—num21). Преимущество машины Власенко было в более высокой производительности – при одном и том же результате в нее впрягали две лошади, в американских -20 и более, 1 рабочий против 7 американцев. Но посоревноваться машины не могли и первенство американцы забрали себе.
Промышленное производство в мире комбайнов началось уже ближе к 1880 годам в США и Австралии (рисунок 3).
В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм (в том числе Holt Manufacturing Company, Houser-Haines Manufacturing). Производство требовало завоевывать рынки и иностранные комбайны стали попадать в Россию. При этом, несмотря на активную рекламную компанию (рисунок 4), не все производители могли попасть на российский рынок.
Производство комбайнов не наблюдалась даже в ХХ веке Так, по данным 1908 году производство комбайнов не наблюдалось (рисунок 5).
Низкий уровень механизации отражался и на результатах сельскохозяйственного производства. Можно сравнить посевные площади, валовой сбор и урожайность пшеницы в России и США (таблица 1 - на сайте журнала Агрофорсайта ). Практически до 1913 года комбайны не импортровались (таблица 2 - на сайте журнала Агрофорсайта ). Особое расположение получили комбайны марки Hold (сейчас называется Caterpillar). Именно эта фирма участвовала в конкурсе вспашки на выставке в 1913 году, посвященном 300-летию династии Романовых, обыграв 8 конкурентов. Россия покупала комбайны этой фирмы в Первую мировую войну, к концу 1918 года в Россию было продано 80 машин, а продажи в СССР во время Великой депрессии помогли стабилизировать американские заводы.
Продолжение следует