Найти в Дзене

Первый в России гомороман - "Крылья" Михаила Кузмина

История русской гомо-литературы началась в 1906 году c появлением в журнале «Весы» романа Михаила Кузмина «Крылья». Валерий Брюсов - редактор журнала - отдал под публикацию целый номер (чего прежде никогда не делал), который был распродан рекордными темпами. Ваня Смуров – подросток из буржуазно-интеллигентской семьи, который подружился с Ларионом Штрупом – британским подданным и лидером кружка «голубых» петербургских эстетов. На собраниях кружка они раскрывают программу эстетического преображения жизни: 1. новая жизнь зиждется на интенсификации чувственного опыта; 2. это эллинская жизнь, подчиненная классическим образцам прекрасного; 3. она включает в себя классический же эрос, связующий мужчину и мальчика, учителя и ученика, мудрость и красоту. Однако, Ваня случайно узнает, что Штруп нанял в лакеи молодого банщика по имени Федор. Томимый ревностью, Ваня вместе с тем горько разочарован видимым противоречием теорий Штрупа - в его повседневной практике присутствует "продажная любов

История русской гомо-литературы началась в 1906 году c появлением в журнале «Весы» романа Михаила Кузмина «Крылья». Валерий Брюсов - редактор журнала - отдал под публикацию целый номер (чего прежде никогда не делал), который был распродан рекордными темпами.

Ваня Смуров – подросток из буржуазно-интеллигентской семьи, который подружился с Ларионом Штрупом – британским подданным и лидером кружка «голубых» петербургских эстетов. На собраниях кружка они раскрывают программу эстетического преображения жизни:

1. новая жизнь зиждется на интенсификации чувственного опыта;

2. это эллинская жизнь, подчиненная классическим образцам прекрасного;

3. она включает в себя классический же эрос, связующий мужчину и мальчика, учителя и ученика, мудрость и красоту.

Однако, Ваня случайно узнает, что Штруп нанял в лакеи молодого банщика по имени Федор. Томимый ревностью, Ваня вместе с тем горько разочарован видимым противоречием теорий Штрупа - в его повседневной практике присутствует "продажная любовь". Ваня напуган физической, плотской стороной любви. Но финал повести философский и даже эстетский. Раскрывать его не буду - вдруг кто-то решит самостоятельно обратиться к первоисточнику.

Автор повести - Михаил Кузмин
Автор повести - Михаил Кузмин

Вызванный публикацией скандал принес Кузмину известность в качестве «русского Уайльда». Горький назвал Кузмина «воинствующим циником», а Зинаида Гиппиус — «хулиганом». Лишь только Блок отметил, что проза Кузмина замечательна своими поэтическими достоинствами.

В сущности, Кузмин написал философский трактат, где нет ни мужских поцелуев, ни даже объятий, зато много разговоров в традиции платоновских диалогов.

Иллюстрация начала ХХ века
Иллюстрация начала ХХ века

Несмотря на все эстетство, в повести значителен автобиографический аспект. О беспорядочности связей, практиковавшихся в Серебряном веке, нам расскажет, например, картина С. Судейкина "Моя жизнь - приют комедиантов" 1916 года. Сам автор - Судейкин - изображен справа в виде Арлекина. В виде Коломбины изображена его жена - О. А. Глебова-Судейкина, с которой они расстались в 1915 году. Вера де Боссе (будущая любовница Стравинского) с которой Судейкин сошелся в том же году, изображена в виде обнаженной женщины, лицо которой мы видим в зеркале. Слева в черном костюме доктора Дапертутто изображен Михаил Кузмин. Брак Судейкина с Глебовой распался после того, как она узнала о его гомосексуальной связи с Кузминым. Т.е. все персонажи связаны любовной связью с автором картины. Как тут не написать философский трактат об эротике!

Моя жизнь - приют комедиантов, 1916
Моя жизнь - приют комедиантов, 1916

И напоследок, цитата из "Крыльев", которая, на мой взгляд, идеально отражает позицию Кузмина, который, в первую очередь, не развратник и мужеложец, а талантливый поэт:

И когда вам скажут: «Противоестественно», – вы только посмотрите на сказавшего слепца и проходите мимо <…> Чудеса вокруг нас на каждом шагу: есть мускулы, связки в человеческом теле, которые невозможно без трепета видеть! И связывающие понятие о красоте с красотой женщин для мужчины являют только пошлую похоть, и дальше, дальше всего от истинной идеи красоты. Мы – эллины, любовники прекрасного, вакханты грядущей жизни.

Если вам было интересно, рекомендую также историю еще одного члена реального "эллинского" клуба, друга Кузмина и Судейкина - Павла Челищева:

Русский художник, который изобрел сюрреализм за 9 лет до Сальвадора Дали