Найти тему
Мама и малыш

Мальчик нарисовал рядом с собой несуществующую сестренку... Что означают рисунки ваших детей?

Оглавление

Вы хотите заглянуть в душу своего ребенка и лучше понять, чем он живет? Но у вас нет возможности проконсультироваться с опытным специалистом… Тогда попробуйте самостоятельно проанализировать рисуночное творчество малыша. Ведь детские рисунки – это подсознательные символы, которые машинально выплескиваются на бумагу, и их разгадывание может многое прояснить о скрытых особенностях и желаниях автора.

Мария Коновалова, Психолог, г. Яхрома

Когда дети только начинают рисовать, содержание детских рисунков очень похоже – это домики, машинки, цветочки и первые человечки «головоноги». Такая схожесть обусловлена графическими образцами, предлагаемыми взрослыми, когда малыши только начинают выводить свои «каракули». Однако, достигая возраста 5 лет (а порой и раньше), ребенок стремится преодолеть привычные шаблоны и рисует все, что вызывает у него интерес. Он может изображать и отдельные предметы, и сюжеты, и целые иллюстрации к книжкам и событиям собственной жизни. В рисунках ребенка этого возраста с хорошо развитым интересом к окружающему миру возникает все, что может происходить на суше, в воздухе и в воде.

Тематика детских рисунков может быть очень разнообразна и обусловлена многими факторами. Это и принадлежность малыша к определенному полу, и ценностные ориентации национальной культуры и семьи, и индивидуальные особенности, и личностный интерес малыша. Дети также часто изображают близких им людей, членов семьи и себя самих, своих питомцев и животный мир в целом. Такие темы возникают благодаря чувству любви и симпатии у малыша, которое он стремится сохранить на бумаге. 

Чем старше становятся дети, тем больше в их творчестве проявляется воображение, возникают картинки не только того, что им не хватает и чего бы им хотелось, но и абсолютная выдумка, сказка. Необыкновенные персонажи (русалки, монстры, черти и колдуны) не меньше рассказывают о душевной работе и самочувствии ребенка, чем реальные существа.

Интерпретация детского рисунка

-2

Артемий, 5 лет

На рисунке ребенка можно увидеть классическое содержание детского рисунка в дошкольном возрасте – изображение своей семьи. Интересным моментом в работе ребенка стало появление несуществующего члена семьи – младшей сестренки, которую мальчик на тот момент времени хотел бы иметь. Рисунок создает очень приятное впечатление, он гармоничный и жизнерадостный. Схематичное изображение человека характерно для 5-летнего возраста, а наличие всех основных необходимых частей тела указывает на достаточный уровень интеллектуального развития мальчика. 

  • Яркие, радостные цвета рисунка, изображение полной семьи, чистое небо над персонажами и освещающее их солнце говорят о приятных, теплых ассоциациях мальчика, связанных с семьей, ощущении добра, ласки и любви.
  • Мальчик нарисовал свою фигуру на первом месте, что означает восприятие себя как самого значимого, главного члена семьи. Такой эгоцентризм – частое и вполне нормальное явление для детей дошкольного возраста, особенно единственных в семье. Тем не менее, можно заметить, что фигуры родителей выше, нежели детей – значит, малыш признает их авторитет.
  • Папа изображен наиболее близко к мальчику. Вероятно, ребенок тянется к отцу, воспринимает его как образец для подражания, но при этом считает главой семьи маму (ее фигура самая высокая). Возможно, именно в руках мамы сосредоточена основная забота о семье и о мальчике.
  • Тесное расположение всех персонажей рисунка друг к другу свидетельствует об эмоциональной привязанности всех членов семьи.
  • Присутствие несуществующей «сестренки» в рисунке может быть обусловлено «отреагированием», если эта тема активно обсуждалась в семье, или собственным желанием «усовершенствовать» семью, вызванным нехваткой общения, чувством неполноценности и дискомфорта (например, если у близкого окружения в семьях по несколько детей). 
  • Низкая детализированность детского рисунка, а также некоторая хаотичность линий при раскрашивании, проскакивающие линии контуров говорят об импульсивности мальчика.
  • Интересно, что ребенок изобразил фигуры всех членов семьи в виде треугольников, а не только женские, как это чаще бывает. Треугольники обычно любят активные, сильные личности, нетерпеливые, эгоцентричные, но целеустремленные, с лидерскими задатками.

Вывод

Опираясь на рисунок ребенка, можно предположить, что развитие ребенка соответствует его возрасту. Скорее всего, мальчик довольно импульсивен, энергичен, обладает активным жизнерадостным характером и стремлением к лидерству. В семье он ощущает свою значимость, важность, возможно, проявляет некоторые признаки эгоцентричности, но признает главенство и авторитет родителей. Вероятно, фигура отца для него более близка, является некоторым эталоном, однако главой семьи, на момент создания рисунка, ребенок воспринимает маму.

Мальчику достаточно комфортно в семье, он чувствует любовь и привязанность всех членов семьи друг к другу. Однако появление несуществующего члена семьи говорит о наличии нереализованной потребности: в общении, близости, заботе или соответствии принятым в окружении стандартам («Я хочу сестру, потому что у всех друзей есть братья и сестры, и им весело»). 

Хотите узнать, как звезды шоу-бизнеса справляются с воспитанием детей? Читайте статью - Юлия Барановская: «Мама, где ты, почему ты не с нами?» ... о воспитании детей и отношениях.

А здесь узнайте об этом из семьи АЛЕКСЕЯ КОРТНЕВА: «Детей воспитывает дело, а не слово»

Друзья! Переходите на наш онлайн журнал "Мама и малыш". На нем мы рассказываем как правильно выстраивать отношения внутри семьи, правила здорового образа жизни и воспитания детей.
ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал чтобы не пропустить новости и очень полезные статьи. Общайтесь с нами в комментариях ниже! Отвечаем всем! Очень ждем вас снова!