Татищев Афанасий Данилович (1686 - 1750)
Старший брат сенатора Алексея Даниловича.
Службу начал комнатным стольником, затем оказался в числе потешных войск, где и познакомился с молодым царем Петром.
С 1698 г. стал сержантом лейб-гвардии Семеновского полка и вместе с тем, подобно брату, денщиком Петра I. Государь его любил за расторопность при исполнении поручений, особенно же за веселый нрав, остроумные шутки и многочисленные проделки, подчас не совсем невинного характера, которые он себе позволял. В 1718 года Татищев получил чин прапорщика Семеновского полка и до конца жизни Петра Великого состоял при его особе, сопровождая его в походах и путешествиях.
Однажды, в чем-то провинившись, Афанасий Татищев был послан Петром к караульному офицеру, у которого должен был получить 50 палочных ударов; по дороге он встретил какого-то подьячего, которого и решил вместо себя подвести под удары. Первая часть проделки удалась. Оставалось избежать ее последствий. За ближайшим обедом Татищев, поддерживаемый государынею, стал усердно просить прощения у Петра, который и дал его, полагая, что речь идет о первоначальной проделке, за что, по его мнению, уже достаточно поплатился 50 ударами. Когда же выяснилась вся история, Петр сильно разгневался, однако, желая сдержать данное слово, не наказал, закончив тем, что расхохотался над его находчивостью. Невинно пострадавший подьячий, в конечном счете, тоже остался в выигрыше: за воровство он позже был присужден к смерти, но Петр, вспомнив незаслуженно понесенную им обиду, простил его.
В 1719 году женился на Анне Степановне Новосильцевой(1700—1766), двоюродной сестре барона Строганова.
Спустя четыре года после смерти Петра, 30 января 1729 г. Афанасий Данилович получил отставку с чином гвардии поручика и поселился в Москве, а 12 августа 1741 года., в день рождения Иоанна Антоновича, правительницею Анною Леопольдовною пожалован в действительные камергеры с тем, чтобы "быть ему в отставке по-прежнему".
Скончался он 30 августа 1750 г., незадолго до смерти получив чин генерал-майора, и погребен в Симоновском монастыре в Москве.
До конца жизни он сохранил самые теплые чувства о Петре Великом и со слезами на глазах рассказывал всем и каждому разные случаи из его жизни.