Найти тему
Полит-НН.Ру

Формула Grand Prix как формула жизни

2019 год - юбилейный для гонок «ФОРМУЛЫ-1»: идёт 70-й сезон, а в апреле состоялся 1000-й Grand Prix этого самого престижного мирового соревнования. 27 октября завершился Гран При Мексики, осталось ещё три «королевские гонки», но результат известен уже сейчас: чемпионом мира-2019 станет один из пилотов «конюшни» «Мерседес», которая в последние годы располагает лучшими турбо-моторами. Всевозможные ограничения, странноватые правила, принятые руководством «Формулы-1» в последние 10 лет, в значительной степени нивелировали мастерство пилотов, свели их до уровня приложения к сложнейшим электронным и аэродинамическим системам болидов.

53 года назад, В КОНЦЕ ОКТЯБРЯ 1966 года, крупнейшая голливудская компания MGM начала тестовые показы своего «спортивного» блокбастера – фильма «Гран При», главные события которого концентрировались вокруг одного из сезонов «Формулы-1».

Продюсерская команда во главе с маститым Керком Дугласом, режиссёр Джон Франкенхаймер многим рисковали: серьёзный бюджет (сегодня - это примерно $100 млн.), широкий формат, первое применение т.н. полиэкрана; сложнейшие съёмки\производство: всё «живьём», компьютерных технологий не было и в помине. Постановочные сцены перемежались с реальными кадрами гонок «Формулы-1» сезона 1966 г., фильм консультировали лучшие профи, в качестве дублёров снимались гонщики экстра-класса, в том числе будущий трёхкратный чемпион мира англичанин Джекки Стюарт.

Продюсеры хотели увидеть реакцию первых зрителей, чтобы иметь возможность в случае чего внести необходимые изменения. Их опасения были напрасны: никаких значимых переделок не потребовалось, официальная премьера прошла в самом конце 1966 г.- с триумфом. В апреле 1967 г. картина завоевала 3 технических «Оскара» (в том числе – за монтаж) и стала одним из главных мировых хитов сезона. В начале 1970-х попала в советский прокат под названием "Большой приз".

«ЧЕМ БЛИЖЕ ТЫ К СМЕРТИ, ТЕМ ЖИВЕЕ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ»

Картина начиналась и заканчивалась сильнейшими продолжительными эпизодами об этапах «Формулы-1», которые во все времена имели особое значение: Гран При Монако и Гран При Италии (Монца). Открытые незащищённые болиды, огромные риски, мастерство и смелость гонщика - главные составляющие успеха, непредсказуемость итоговых результатов… Создатели фильма смогли в полной мере добиться «эффекта присутствия», передать удивительную атмосферу тогдашних авто-ристалищ, которые с сегодняшними «забегами» соотносятся примерно, как гладиаторские бои на древней римской арене с баталиями на компьютере.

Да и сами «те» гонщики - отнюдь не сегодняшние большие бизнесмены\медиа-персоны, опасающиеся потерять рекламные контракты из-за неосторожного поступка, даже неполиткорректного слова. Нет, то были люди из плоти и крови: курили, выпивали, ходили на вечеринки, заводили романы… «Гран При» и остался в истории кино прежде всего потому, что в этой трёхчасовой напряжённой драме главными были не «железо» и скорость, пусть даже виртуозно показанные, а прежде всего человеческие отношения… любовь, ревность, храбрость, страх, предательство, амбиции, мужество, упорство.

За счёт нетривиальной драматургии (традиционные эпизоды перемежались с внутренними монологами гонщиков, выразительными флэшбэками) серия гонок «Формулы-1» представала формулой человеческого существования – с его победами и поражениями, головокружительными надеждами и жестокими разочарованиями.

ТРИ ТОВАРИЩА

Самый сложный образ в картине Д.Франкенхаймера создал маэстро Ив Монтан, игравший двухкратного чемпиона мира француза Сарти, который имеет все шансы выиграть в 3-й раз, но не вовремя влюбляется, теряет концентрацию, затем удачу, и, наконец, саму жизнь…

В итоге чемпионом с во многом благодаря случаю становится американец Эрон (Дж.Гарнер), в финале он остаётся на пустом стадионе, заваленном горами мусора, в ушах – громоподобные звуки недавней гонки. Он стал чемпионом, но потерял любимую женщину…

Для 3-го главного персонажа, шотландца Стоддарда, авторы «Гран При» придумали эффектный сценарный ход, невольно предвосхитив реальную историю, случившуюся через 10 лет: знаменитый гонщик, австриец Ники Лауда, тогда (в 1976 г.) получил тяжёлые травмы, но нашёл в себе силы вернуться в текущий чемпионат.

«ГОНКА» ВДОГОНКУ

Последняя коллизия подробно воспроизведена в великолепной «Гонке» (2013 г.), пожалуй, единственной картине, которая смогла стать вровень с «Гран При», а попыток за 50 лет было немало! Уже в 1969 г. блистательный актёр Пол Ньюмен, сам фанат гонок и классный драйвер, становится главным движителем картины «Победители» - о напряжённых сражениях в формуле «Инди-500». В 1971 г. Стив Маккуин, ещё одна голливудская звезда, мечтающая о параллельной карьере пилота на скоростных трассах, сам ставит впечатляющую картину «Ле- Ман» и играет в ней главную роль.

Гоночный бэкграунд – важная составляющая ленты Сидни Поллака «Жизнь взаймы» (1977) с Аль Пачино. В 1990 г. в шлягере Тони Скотта «Дни грома» молодой Том Круз создаёт запомнившийся образ амбициозного гонщика, стремящегося покорить NASCAR.

В 2001 г. мастеровитый постановщик Рене Харлин и Сильвестр Сталлоне предъявляют свою версию «страстей Формулы-1». Несмотря на индустриальную мощь, фильм проваливается в прокате.

«Других уж нечего считать, они под хладным солнцем зреют»... Не принимать же всерьёз романтический кич французского производства «Мишель Вальян: Жажда скорости» (2003 г.) или брутальный голливудский экшн «Рикки Бобби: Король дороги» (2006 г.),

Лишь в 2010 г. выходит достойная картина, и то документальная, - «Сенна». Она рассказывала о жизни и смерти легендарного пилота, трёхкратного чемпиона мира бразильца Айртона Сенны. Будет возможность, найдите полную версию этой ленты, 1-й канал показывал сокращённый (почти на час!) вариант.

И вот, наконец, 2013 год, фильм «Гонка». Виртуозная команда специалистов во главе с талантливым режиссёром Роном Ховардом смогла технически «оснастить» свой фильм по самому высшему классу, актёры Крис Хемсворт и Даниэль Брюль были предельно убедительны в ролях Джеймса Ханта и Ники Лауды, кумиров 1970-х годов.

МНОГОГО МОЖНО ЖДАТЬ и от стартующего 14 ноября американо-французского фильма «Форд против Феррари», который раскрывает будоражащую кровь историю борьбы между этими знаменитыми командами за первенство в гонке «24 часа Ле –Мана». Любопытно, что действие "Ford v. Ferrari" происходит опять же в 1966 году- как и картины «Гран При»! Круг замкнулся…

ГОРДЫЙ БРЕНД GRAND PRIX вновь "заводит" и интригует, пусть и благодаря киноэкрану, а не скучным ТВ – репортажам с трасс сегодняшней «Формулы-1».

Александр Блудышев