Найти в Дзене
Бизнес-психология

Поведение эффективных лидеров: 2 главных секрета

Оглавление

Анна попрощалась с наймом. Теперь у не был небольшой бизнес, а в подчинении впервые оказался штат сотрудников. Радость Анны омрачало то, ей жутко не хотелось облажаться перед собой и своей  командой: ведь опыта в качестве лидера у нее пока не было. В интернете она нашла множество книг и учебных семинаров, которые обещали подготовить ее к правлению миром в течение 30-90 дней. Увы, эти источники знаний, умений и навыков противоречили друг другу, и оттого Анна чувствовала себя растерянной и подавленной.

Один, вроде бы, солидный коуч настаивал, что для хорошего лидерства нужно развивать в себе минимум 16 фундаментальных качеств; другой автор утверждал, что существует минимум 21 закон лидерства, все из которых необходимо соблюдать. Анна же стремилась к какой-то достаточно простой и понятной концептуальной модели лидерских навыков, на которой она могла бы начать строить свою базу знаний.

Исследование штата Огайо

Не бойся, Анна, помощью уже в пути! Начиная с конца 40-х и вплоть до 60-х годов в разных странах была проведена серия научно-практических исследований лидерства. И основное внимание в них было уделено определению взаимосвязи между эффективным поведением лидера, с одной стороны, и подчиненной удовлетворенностью и эффективностью, с другой. 

В результате обнаружилось, что существует только две основные характеристики эффективного поведения лидера:

1. Внимательность — демонстрация искренней заботы об идеях и чувствах подчиненных, и

2.   Инициирующая структура — структурирование деятельности подчиненных с целью достижения целей

Внимательность

Если поразмыслить о человеческой природе, то эти два типа поведения лидера действительно имеют глубокий смысл. Начнем с того, что как человек, обладающий большей властью в данной ситуации, вы не можете реально ожидать, что люди будут заботиться о вас и ваших целях, пока вы не покажете им, что вы заботитесь о них и их целях.

Как только это произойдет, вам необходимо убедиться, в том, что:

  • общие цели вашей организации или команды (например, видение, миссия, стратегические цели и т. д.)
  • и индивидуальные цели каждого подчиненного по достижению этих организационных целей

настолько ясны и недвусмысленны, что сотрудники знают, где сосредоточить свои усилия, а не бесцельно бегают, врезаясь друг в друга.

Инициирующая структура

Инициирующая структура включает в себя поведение, направленное на организацию работы, рабочих отношений и целей. Лидер, обладающий развитой инициирующей структурой умеет:

  • грамотно распределить конкретные задачи между членами своей группы
  • добивается от подчиненных неукоснительного соблюдения установленных стандартов работы
  • подчеркивает важность своевременного выполнения задач

Вот еще некоторые результаты упомянутых изысканий (их еще называют исследованиями штата Огайо):

  • Внимание лидера, уделенное сотруднику в ответ на хорошую работу, увеличивает вероятность будущих хороших результатов.
  • Лидер должен убедиться, что цели ясны его подчиненным, и после этого дать им некоторую свободу от его контроля.
  • Лидер с высоким уровнем внимательности может более детально структурировать деятельность подчиненных без снижения их удовлетворенности.

В итоге имеем следующую методологию лидерства:

1. Убедитесь, что ваши подчиненные не сомневаются в том, что вы искренне заботитесь о них и их целях, если хотите, чтобы они заботились о вас и ваших целях.

2.   Убедитесь, что цели вашей организации и цели каждого человека в вашей организации ясны и недвусмысленны.

3.   Никогда не пытайтесь запомнить 16 или 21 правил лидерства одновременно.

4. Продолжайте развивать свои лидерские навыки под руководством опытного наставника.