Клиентами сервиса по подписке MyRussianBox из Кирова стали Стивен Сигал и Орнелла Мути. Кроме них наборы с «русской душой» заказывают жители 32 стран. Соосновательница проекта Марина Карепанова рассказала «Своему делу», почему поддержка звёзд не всегда помогает бизнесу и готовы ли жители Штатов покупать «коробки» почти за 100 долларов
Реклама сумасшедшего папы
«Первым о нас на своём Youtube-канале рассказал блогер Crazy Russian Dad — ироничный иммигрант из России. Мы послали ему набор „Назад в СССР“. Там были в числе прочего сладости, „космический“ борщ в тюбике и подстаканник. Crazy Russian Dad очень смешно перевёл это слово на английский — underglassnik. После у нас случился шквал заказов из Америки. Нам писали, что хотят набор c „андерглассником“», — вспоминает соосновательница MyRussianBox Марина Карепанова.
До запуска сервиса в 2016 году она занималась пиаром, её муж Илья был совладельцем сети вендинговых автоматов с газированной водой в ретро-стиле. Четыре года назад Илья планировал сменить деятельность. Ему давно нравилась идея бизнеса по подписке, уже давно популярная в США: компании предлагают клиентам подписаться на регулярную (обычно раз в месяц или раз в неделю) доставку набора конкретных товаров: еды, одежды, косметики и т. д. Идею продавать подарочные наборы из России также придумал Илья и предложил супруге делать проект вместе. В 2015 году он продал долю в вендинговом бизнесе.
«На старте нас часто спрашивали: что за ерунду вы придумали, зачем ушли с нормальной работы? Какой сервис по подписке, кто будет подписываться? Кому вообще нужна Россия?» — говорит Марина.
300 000 рублей
стартовые вложения
40 человек
подписались на первый набор
Сначала Карепановы хотели назвать проект RussianBox, но такой домен оказался занят. Так появилось нынешнее название сервиса. Получилось даже лучше, считает Марина. Название отражает философию проекта: каждая коробка собирается именно для тебя. «На нас стали подписываться через полчаса после активации сайта. У первого набора „Дары Сибири“ было 40 заказчиков, в основном американцы. Сначала мы всё собирали дома. Это был хаос. Потом сняли небольшое помещение, которое одновременно используем как склад», — рассказывает Марина.
На этапе запуска супруги вложили в проект 300 тысяч рублей. Деньги пошли на закупку товаров, производство фирменных коробок, услуги дизайнера, фотографа и профессионального переводчика (сначала сайт был только на английском), а также на рекламу в фейсбуке и рассылку наборов американским блогерам. Вложения окупились за первые 3 месяца работы. В основном Карепановы занимаются сервисом вдвоём. Но регулярно привлекают к работе фотографа, дизайнера и переводчика. Для ведения бизнеса супруги используют ИП.
Обычно в коробке от 6 до 10 предметов, объединённых общей концепцией. Коробка может быть посвящена празднику, региону, традиции. Иностранцам отправляют пряники, шоколад, приправы, чай, разные виды варенья, например из ягод или сосновых шишек, пастилу и другие национальные угощения. В наборы также входят изделия русских промыслов: хохлома, гжель, дымковская игрушка, семикаракорская керамика, изделия из льна и бересты. Также есть карточки с короткими рассказами о русских традициях. За три года пара придумала больше 40 разных наборов. Разработкой концепции и идей для коробок занимается Марина. Илья в основном отвечает за стратегию и финансы.
Одна коробка стоит 99 долларов с учётом доставки (около 6300 рублей. — Прим. ред.). Подписаться можно на один, три, шесть месяцев или на год. Новый набор выходит каждый месяц. Клиентам их отправляют одновременно.
Треть от цены коробки составляет стоимость доставки. Ещё треть уходит на закупку товаров для набора, 10 % — на комиссию PayPal и конвертацию из долларов в рубли. Оставшиеся деньги идут на налоги, упаковочные материалы, аренду офиса, зарплату сотрудникам-фрилансерам и прибыль.
Прыжок за океан
Сначала Карепановы думали, что основной аудиторией MyRussianBox станут иммигранты из России. Но таких среди подписчиков немного. Большая часть — американцы и канадцы среднего класса, которые изучают русский язык или интересуются русской культурой. Среди клиентов в Европе много итальянцев и немцев. Отдельная категория — семьи с усыновлёнными детьми из России.
«Одна наша подписчица из США постоянно заказывает наборы для приёмной дочери, чтобы у той оставалась связь с родиной»,
— говорит Марина
За три года работы проекта его география расширилась до 32 стран, включая Австралию и Новую Зеландию. Сейчас у MyRussianBox в среднем 100 активных подписчиков. За всё время работы сервисом воспользовались 2000 человек, включая тех, кто заказывал наборы один раз или оформлял доставку на 2–3 месяца. В среднем в месяц MyRussianBox отправляет пользователям 100 наборов. Пик сезона — новогодние праздники, спад заказов обычно бывает летом.
«Подписка — это очень выгодно. Ты привлекаешь клиента один раз, и он может остаться с тобой минимум на полгода. В Америке очень много сервисов работают по такой модели. Да, наши коробки дороже из-за доставки, но и качество соответствующее», — объясняет Марина.
MyRussianBox приобретает сувениры и продукты напрямую у производителей. Часто это небольшие семейные предприятия и мастерские, которые выпускают традиционные русские сувениры. Раньше у сервиса было 5 поставщиков, сейчас — 160. Прежде чем отправлять какие-либо угощения, Карепановы пробуют их сами. У еды не должно быть специальных условий хранения, так как доставка, в основном в США, может затянуться на месяц. Но, по словам Марии, такое случается редко.
Как создать бизнес на русских кокошниках
«Мы отправляем наборы через курьерскую службу EMS „Почты России“. Другие сервисы продукты не доставляют. В США посылка идёт 10–14 дней. Мы как-то посылали коробку в Австралию — её получили через 8 дней. Все наши наборы дошли до своих получателей», — говорит Марина.
Набор для звезды
Основная реклама MyRussianBox — таргетинг в фейсбуке и рассылка среди собственной базы подписчиков на две тысячи человек. Периодически Карепановы дарят свои наборы известным блогерам и селебрити. В 2016 году MyRussianBox получил Стивен Сигал. Предложением подарить набор заинтересовался его агент. Посылку из Кирова в московский отель, где остановился актёр, доставил друг супружеской пары. Вместе с Сигалом они распаковали коробку и выпили чаю.
«Стивен Сигал был в восторге: с большим удовольствием пил чай из семикаракорской керамики, ел смокву и пряники»,
— делится предпринимательница
По словам Марины, иногда через своего агента актёр заказывает коробки MyRussianBox своим родным.
Посты MyRussianBox в инстаграме лайкает итальянская актриса Орнелла Мути, рассказывает предпринимательница. Но к росту подписок такие истории не приводят, говорит она. Эффективнее сервис продвигают блогеры, которые распаковывают посылку на глазах у подписчиков, объясняет Марина.
Из Кирова в Россию
В конце 2017-го у MyRussianBox начали появляться первые корпоративные клиенты — в основном из России. Компании заказывают наборы (обычно от 20 до 500 коробок) для своих партнёров и поставщиков, в том числе зарубежных. Пик таких запросов приходится на предновогодний период. Чтобы справиться с объёмом работы, супруги обычно нанимают упаковщиков.
Сейчас у MyRussianBox около 50 корпоративных клиентов. Часто их заказы приносят больше прибыли, чем подписка. В 2018-м MyRussianBox специально для них сделали русскоязычный сайт. Набор можно выбрать из каталога сервиса или попросить собрать на свой вкус. Цены на такие коробки варьируются от 1200 до 3300 рублей, в зависимости от наполнения.
100 коробок
отправляются подписчикам за месяц
99 долларов
цена одной коробки
«Этой весной мы приостановили подписку, возобновим в ноябре. Нам нужно время, чтобы немного отдохнуть и вплотную заняться корпоративными клиентами. Среди них — Mercedes-Benz в России, „Уралхим“, Huhtamaki Group (финская компания по производству пищевой упаковки)», — перечисляет Марина.
Основатели сервиса также планируют расширить географию подписки и запустить новый сайт. «И дальше продолжать нашу миссию — транслировать русскую культуру на весь мир», — говорит Марина.
Подготовила Мария Погребняк