Найти в Дзене
Screenlifer Media

«В screenlife гораздо больше правды, чем в обычном кино»

Недавно в Перми начала свою работу «Пермская киношкола», и первое занятие в ней было посвящено новому киноязыку — screenlife. Мы поговорили с лектором Александрой Григорьевой о том, почему она выбрала для первого мастер-класса именно эту тему, в чем особенность формата screenlife и какое у него будущее. 

—  В «Пермской киношколе» вы провели занятие на тему «Screenlife — новый язык кино». Почему вы решили это сделать?

Не так давно я закончила обучение в Высшей школе кино «Арка», в Москве, на курсе Filmmaking, куратором которого является  компания «Базелевс». Курсовую работу мы выполняли по брифу куратора, с обязательным условием: исполнение в формате screenlife.

Изначально большинство однокурсников, в том числе и я, скептически отнеслись к этому формату. Казалось, что он непонятен и слишком ограничен.

Мы же все такие художники, нам хочется творить. А что мы можем показать через форму скринлайф? Ну, переписки. Ну, связь по скайпу. Разве это может быть кино, где есть возможность размахнуться художнику? Но в процессе создания своей курсовой работы я очень вдохновилась собственными находками, приемами, и поняла, что это большое поле для творчества.

Просто наш скептицизм мешает это увидеть — мы ставим себе рамки. Люди моего возраста и старше родились в немного другом времени. Телефоны у нас появились гораздо позднее, смартфоны и подавно. Мы жили в то время, когда интернета вообще не было, поэтому для нас это не очень понятно, — вся эта жизнь в гаджетах. Мы хотим снимать серьезное кино, использовать художественные приемы классического киноязыка, не сопоставляя с тем, что то же самое можно делать с помощью screenlife-формата.

Когда образовалась киношкола в Перми, мне позвонили и пригласили в рабочую группу. И я предложила: «А давайте начнем с этого формата». Потому что придет много молодых людей, им этот язык очень понятен и интересен, и я думаю, что лучше бы им начать с него. Драматургию, сценарное мастерство — все можно делать параллельно, а показать им эту форму съемки кино было бы гораздо интереснее. Чтобы они начинали свои сценарные разработки уже с пониманием, в какой форме будут реализовывать свои проекты.

— О чем вы рассказывали на занятии?

Я уже не один мастер-класс веду на эту тему — это для киношколы я провела в первый раз, а до этого я в Перми просто собирала людей, интересующихся развитием видео и даже тех, кто занимается насыщением контента.

Начала я примерно с того же, с чего начинает Тимур Бекмамбетов. Он всегда рассказывает историю, как он пришел к скринлайфу (во время скайп-звонка с одним из продюсеров они расшарили экран, а потом продюсер забыла его выключить, и Тимур мог видеть все, чем она занимается ). А дальше я рассказываю на примере своего опытного пути, каким образом я пришла к этому, ну и про основные формы скринлайфа. Что значит screenlife, какие можно художественные приемы применить.

Мы разбирали, как проходит день у каждого из нас — оказалось, что мы очень много времени проводим в телефоне, за компьютером. Если отследить, каким образом у нас начинается и заканчивается день, и записать все это на экран, то мы увидим, что больше правды — там, за этим экраном. Не здесь, в реальной жизни, а в компьютере или в телефоне.

Сегодня в screenlife гораздо больше правды, чем в обычном кино. Мы в реальной жизни можем надеть маску, а здесь — на нашем рабочем столе  — нет. Это внезапное вторжение: если кто-то сейчас сможет зайти ко мне в компьютер, для меня это будет схоже с тем, что когда-то, когда я была маленькой, мама прочитала мой дневник.

— Как прошло занятие?

Лекция длилась три часа, но мы продлили ее на три с половиной часа и могли бы, наверное, сидеть еще больше. Что удивительно — первые полчаса я говорила какие-то вводные вещи, и в зале была абсолютная тишина. Мне показалось, что я, наверное, говорю им что-то совсем не интересное. Я спросила ребят: «Вам точно интересно то, что я рассказываю?»  И был хороший отклик из зала, ребята говорили, что им интересно, что для них это новая информация. Если сказать в общем, занятие прошло очень позитивно и здорово.

У меня было большое вдохновение после того, как закончился мастер-класс. Когда идет такая отдача, такой отклик, столько вопросов. Еще прямо на занятии я дала им задание — давайте придумаем историю, которую мы расскажем только в формате screenlife. И мы организовали «мозговой штурм» прямо в зале.

Я была удивлена, что через два часа у людей открылась новая грань мышления в формате screenlife. Мы начали рассказывать, что можно провести целую детективную историю, используя банковские счета, например, когда ты работаешь со «Сбербанк Онлайн». Про мошенничество можно что-то придумать.

Кто-то рассказывал про любовные истории — это хоть и банально, но тем не менее. Они сразу начали включаться, это было здорово. Отдача потрясающая.

— Как вам кажется, до занятия студенты знали о киноязыке screenlife?

Нет, они впервые об этом слышали. На открытом уроке, когда когда студенты только пришли знакомиться с киношколой, я передала домашнее задание — посмотреть список фильмов в формате скринреалити.Мы основывались на фильме «Поиск». Ребята пришли подготовленные, но они все впервые смотрели фильм в таком формате.

— Как вы оцениваете перспективы нового киноязыка?

Я думаю, что screenlife будет развиваться в своем темпе, набирать обороты и, благодаря тем, кто подключается как создатель скринлайфа, будет насыщаться новыми элементами и приемами и встанет в один ряд с классическим форматом. Люди будут просто выбирать, в чем снимать. Какую форму я выбираю для своего детектива? Скринлайф или классику? Или жанрово как-то буду распределять. Мне кажется, он абсолютно равноправно встанет с классической формой на одну ступень.

Понравился материал? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал Screenlifer Media. У нас интересно!