Найти тему
Двигаю Пиксели

Все ненавидят Чёрный квадрат

Чёрный квадрат был написал более 100 лет назад и до сих пор многих бесит. Малевича считают шарлатаном. Его не признают. Его ненавидят. Мне самой приходилось участвовать в дискуссиях о вкладе Малевича в искусство. И каждый раз я в этих спорах проигрывала, никакие аргументы не могли переубедить моих собеседников. В комментариях к посту о любом художнике можно встретить что-нибудь о Чёрном квадрате, чаще всего плохое. Разберём основные аргументы хейтеров.

Он просто не умел рисовать

Есть мнение, что Казимир Малевич просто не умел рисовать. И весь китч вокруг супрематизма не более чем зависть к классическим живописцам. Непонятно, на чём основана такая точка зрения. До супрематизма Малевич перепробовал множество жанров:

Импрессионизм: «Биркенхайн». 1905 год
Импрессионизм: «Биркенхайн». 1905 год
Фовизм: автопортрет. 1910 год
Фовизм: автопортрет. 1910 год
Кубофутуризм: «Утро после вьюги в деревне» 1913 год
Кубофутуризм: «Утро после вьюги в деревне» 1913 год

И что, до него никто не рисовал квадраты?

После этой фразы человек гордо записывает себя в победители. Что же вы не восхищаетесь геометрией или чертежами в таком случае? Отвечать на такой вопрос неинтересно. Есть более продвинутая версия. Альфонс Алле в 1882 году написал ироничную серию картин: «Битва негров в пещере глубокой ночью», «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами», «Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору» (черный, красный и белый квадраты соответственно).

И еще много-много картин в таком духе
И еще много-много картин в таком духе

Более того, В ходе рентгенофлуоресцентного и инфракрасного анализа под слоями квадрата Малевича эксперты нашли надпись: «Битва негров в темной пещере». Может сначала квадрат и был отсылкой к Алле, но потом Казимир Северинович передумал и надпись закрасил...

А еще подтекст этих картин абсолютно разный, что приводит нас к следующему аргументу...

Если требуется много объяснений чтобы понять картину – художник шарлатан

Это утверждение основано на стандартном восприятии живописи. Вот есть «Утро в сосновом лесу»: там лес, природа, мишки. Очень красиво. Такой картиной может восхитится любой. А есть... квадрат (вовсе и не квадрат, там нет прямых углов :)) Те, кто сравнивает Черный супрематический квадрат с «Утром в сосновом лесу», можете ли вы сказать что лучше: автомобиль или рыба-меч? Не можете, непонятно что с чем сравнивать. Вот и сравнение супрематизма с классической живописью недопустимо. Живопись о том, что мы видим. Супрематизм — это новый графический язык. Первая буква этого языка - квадрат. Вторая – крест. Третья – круг. Пахнет графическим дизайном. А дизайн и живопись диаметрально разные вещи.

Выставка 0.10. 1915 год. Квадрат помещен в красный угол, как икона нового времени
Выставка 0.10. 1915 год. Квадрат помещен в красный угол, как икона нового времени

Известно, что на этом же холсте Малевич изобразил еще две картины, но затем всё закрасил. Этот символизирует конец старой эпохи и начало новой. Квадрат как абсолютный ноль: он ничего не изображает и не живописует. Он просто дал начало новым направлениям.

Существует огромное количество статей, книг, теорий о квадрате и супрематизме. В этой статье я захватила лишь верхушку айсберга. Но очень надеюсь, что заинтересовала вас этой темой и вы уже сами окунетесь в просторы интернета за более подробной информацией.

Понравилась статья? Не забудь поставить большой палец вверх и подписаться на канал :)